СИМВОЛОГИЯ

СИМВОЛ КРЕСТА

Символ креста имеет много значений. В Библии сказано, что сначала было слово, потом пришёл свет, а затем был сотворён мир. И подобно тому, как свет выражен в форме креста, так каждая форма проявляет в нём своё происхождение. Каждый художник значет о значении вертикальной и горизонтальной линии, которые являютсяосновой всех форм. И это подтверждает учение Корана, в котором сказано, что Бог сотворил мир из своего собственного света. Крест – это фигура, подходящая к каждой форме повсюду.

С моральной точки зрения крест означает путь страдания. Это значит, что в каждой деятельности жизни, которая может быть изображена в виде перпендикулярной линии, могут быть и препятствия, представленные горизонтальной линией. Это показывает нам природу жизни и истинность высказывания, что человек предполагает, а Бог располагает. Некто спросил великого учителя, Али, о том, что заставило его поверить в Бога, который над человеческим пониманием. Али сказал: “ Я поверил в Бога потому, что если я один чего-либо желаю, оно не исполняется”. Согласно метафизической точки зрения, это показывает картину ограничений жизни.

Символ креста в жизни Христа относится не только к распятию Учителя, но к распятию, с которым человек неизбежно встречается, соприкасаясь с истиной. Идея такова (и с ней мы встречаемся в индуистской философии), что жизнь в мире является иллюзией, и, следовательно, любой опыт и любое знание этой жизни – тоже иллюзия. На санскрите этой иллюзии дано название “Майя”; её также называют “Мифея”, откуда пошло слово “миф”. Когда душа начинает видеть истину, это подобно её второму рождению; и то, что обычному человеку казалось истинным, становится ложным для этой души, в то же время то, что является истиной для этой души, ничего не значит для обычного человека; ценности жизни среднего чловека больше не имеют значения для этой души; а для среднего человека не важны ценности этой души.

И совершенно естественно, человек оказывается на распятии – жить в мире совершенно отличном от него. Представим жизнь в мире, где никто не говорит на нашем языке! Но он может жить в этом мире, так как он знает язык этого мира; и всё же для него жизнь в этом мире подобна миру детстких игр для взрослого человека. Человек, познавший истину, так же подвержен боли и страданию как и другие, за исключением того, что он более способен лучше вынести боль, чем другие люди. Но, в то время как каждый в толпе толкает другого и получает удары, знающий истину вынужден оставаться один и только получать их; это само по себе великое мучение. Жизнь трудна для каждого, богатого и бедного, но для знающего истину она ещё более трудна, в этом и заключается крест.

Таким образом, для духовного посланника крест это естесвтенная эмблема, объясняющая его нравственное состояние. Но эесть ещё более высокое значение креста, понимаемое мистиком. Это само-отречение; и для того, чтобы познать эту мораль, мягкость, скромность и смирение должны быть первым уроком. Самоотречение это результат, причиной которого является самостирание. То есть, когда человек говорит: “Меня нет; Ты есть”. Например художник, смотря на свою картину, может сказать: “Это Твоя работа, не моя”, или музыкант, слушая свою композицию, может сказать: “Это Твоё творение; Я не существую”. Происходит своего рода распятие души и через неё приходит возрождение. Нет ни малейшего сомнения, в том, что когда человек испытывает в жизни немало боли, он поднимается к этому великому сознанию. Но совсем не обязательно боли быть единственным средством. Это также готовность со стороны человека отодвинуть свою часть сознания и стереть свою собственную личность, это приподнимает вуаль, скрывающую дух Бога от его взора.

ШАКК-И САДР, ОТКРЫТИЕ ГРУДИ ПРОРОКА

Существует предание, рассказанное в Аравии, что ангелы спустились с небес на землю и разрезали грудь Пророка; они забрали то, что должно было быть удалено, а затем грудь приняла прежний вид. Это символическое выражение даёт Суфию ключ к тайне человеческой жизни. Дверь сердца закрывают страх, смятение, депрессия, злоба, упадок духа, разочарование и беспокойное сознание; а когда эти качества исчезают, двери сердца открываются. Чувства радости ощущается в центре груди, в то время как тяжесть в нём является причиной депрессии. Следовательно, до тех пор, пока грудь испытывает давление от чего-либо, сердце остаётся закрытым. Когда грудь освобождается от этого влияния, сердце открывается. И именно открытое сердце получает отражение всех впечатлений, приходящий извне. Кроме того, именно открытость сердца придаёт силу и красоту для выражения себя; а если оно закрыто, то человек, каким бы образованным он бы ни был, не может проявить свои знания другим.

Это символичная легенда так же объясняет, что необходимо в жизни человека для того, чтобы цветок божественной любви вырос в его сердце. Это удаление элемента, вносящего горькое чувство. Подобно тому, что существует яд в жале скорпиона и в зубах змеи, так же яд присутствует в сердце человека, которому предназначено быть святыней Бога. Но Бог не можут пребывать в своей святыне, которая отравлена своим собственным ядом; для того, чтобы Бог поселился там, она сначала должны быть очищена и сделана реальностью. Душа, которая должны была проявлять сострадание всему миру, была подготовлена таким образом, что капля этого яда, вызывающая презрение, обиду и нездоровое чувство к другим людям, была удалена первой.

Так много людей говорят об очищении сердца и так мало действительно знают, что это такое. Некоторые говорят, что быть чистым означает быть свободным от всех злых мыслей, но в действительности злых мыслей не существует; и если есть какая-либо мысль, которую можно было бы назвать злой или дьявольской, это мысль горечи в сердце по отношению к другому человеку! Если капля яда может вызвать болезнь тела, то удержание в сердце малейшей горькой мысли равносильно тысячи смертей. В этой легенде разрезание груди – это разрезание эго, которое подобно раковине на сердце, а удаление этого элемента значит, что каждая мысль и каждое чувство против кого-либо в мире должны быть удалены, а грудь, то есть сердце, должно быть наполнено одной любовью, которая и является истинной жизнью Бога


Библиотека