Суфийское Движение

Быть суфием – значит выбросить

из головы воображаемые истины,

предвзятые мнения, обусловленность,

и смотреть в лицо тому,

что может с тобой случиться.

Абу Саид

Мудрецы, имеющие широкий кругозор и высшее понятие об истине, скрывали свои верования от большинства людей и углублялись в духовную жизнь для высшего достижения неземной радости и покоя, начиная с тех пор, как на земле появились люди. Хотя они жили в разных частях мира, говорили на разных языках и с самого рождения своего исповедовали разные веры и религиозные учения, они узнавали и любили друг друга вследствие общности их понятий. Они называются суфиями. Слово это происходит от “суфа”, что значит чистый. Чистый от невежества, ханжества, догматизма, эгоизма и фанатизма, также, как от кастовых, расовых, национальных или религиозных различий. Они веруют в Бога как в Единое Существо и Абсолютное Проявление Его природы. На Запад Суфийское Послание о свободе духа принес Хазрат Инайят Хан.

Муршид благословил его словами: “Ступай, дитя мое, в мир, соедини Восток и Запад гармонией твоей музыки, распространяй мудрость суфизма, ибо ты одарен Богом Всемилостивым, Милосердным”.

В 1910 году он начал свое путешествие по западному миру. Прежде всего он посетил Америку. Читая лекции о суфизме и исполняя индийскую музыку, он объехал ее с востока на запад. У него было много последователей, и он основал орден суфиев в Америке. После этого он прибыл в Европу и успешно продолжил свое дело. С октября 1913 года по май 1914 года Хазрат Инайят Хан жил в Москве вместе с семьей. Здесь он давал лекции-концерты, посвященные индийской музыке.

Целью Суфийского Движения является работа, направленная на единение религиозных идеалов, а самый великий идеал суфия – пробуждение качеств сердца. В своих лекциях Хазрат Инайят Хан говорил: “В данный момент наше Движение нуждается в тружениках, не просто желающих работать, но знающих как это делать. Во всех аспектах жизни, в духовном и материальном, всегда присутствует борьба, и мы должны помнить, что, даже став тружеником духовного пути, человек должен быть совершенным и в знании жизненной борьбы. Мы должны стараться подготовить себя к бытности тружениками, способными оправдать божественное доверие, данное нам в жизни”.

Суфийское Движение имеет пять направлений деятельности: Внутренняя школа, Универсальная служба, Всемирное Братство, Духовное целительство (Хилинг) и класс Символизма.

1. ВНУТРЕННЯЯ ШКОЛА

После окончания Первой Мировой войны, Пир-о-Муршид Инайят Хан начал путешествовать по Европейскому континенту, читая лекции и организовывая молодое Суфийское Движение. Его расписание было очень плотным, и однажды он решил провести летние месяцы вместе со своей семьей. Как только его многочисленные ученики узнали, что он не путешествует, они съехались навестить Мастера, и так возникла первая Летняя Школа, в июле 1923 года в предместье Парижа. Это стало традицией. Летняя Школа проводится ежегодно в Суфийском Храме “Мурад Хассиль” в Голландии, в городе Катвайке. Занятия проводятся под руководством Мадар-ул-Махам или секретаря направления работы Внутренней Школы. Во время Летней Школы проводятся лекции интервью, встречи и беседы с учениками, а также следующие эзотерические практики.

Концентрация – концентрация фиксирует полученные впечатления и помогает сохранить удержание мысли, что, очевидно, объясняет, почему память столь зависима от правильного наблюдения образа, а также она зависит от силы воли с точки зрения формирования образа. И, более того, помимо впечатления, полученного при помощи пяти чувств, есть гораздо более прекрасные, которые вибрируют внутри чувствующего сердца, и, как магнит, который держит осколки металла при помощи силы притяжения, таким же образом концентрация может стать очень мощной, когда посредством ее интенсивности мысли постоянно фиксируются в уме при помощи магнетической силы чувствующего сердца. Другая сила, помогающая освободить ум от страхов и тревог, может быть названа деконцентрацией.

Дыхательные практики – на Востоке под мистицизмом понимают знание науки дыхания. Будь то буддисты, ведантисты или суфии, все они признают эту науку как первый и последний урок на пути духовности. Мистик способен направить прану в любую точку своего тела, заряжая его светом и магнетизмом. Однако феномен этот возникает только в том случае, если дыхание развито и соответственно очищено. Даже самая красивая музыка не будет верно звучать на ненастроенном инструменте. Дыхание – это канал, посредством которого передаются все выражения внутреннего “я”. Первый аспект тренинга состоит в том, чтобы дыхание усвоило различные ритмические формы, а также сконцентрировалось на разных образах, прочерченных в уме, и концентрациях, имеющих особые характеристики.

Другой аспект силы дыхания проявляется в его специфической функции улавливать из космоса тонкие вибрации пяти стихий и направлять их по сети каналов дыхания, называемых Надис. В этом процессе влияние земной стихии пробуждает устойчивость; стихия воды способствует прогрессу, стихия огня воодушевляет; стихия воздуха дает восприимчивость; а стихия эфира вдохновляет на духовную настройку. С духовной точки зрения, развитие дыхания не означает объема, но относится по существу к совершенствованию вдоха, а также к способности умственно направлять дыхание к избранному воображаемому образу.

Вазифа (араб.) – упражнение, которое представляет собой повторение священной фразы с целью вырабатывания в себе определенных качеств.

Слова есть эхо мыслей, а мысли являются эхом эмоций, в которых окончательно находят выразительность, когда все слова сказаны. Вазифа повторяется в течение длительного времени, и такое длительное повторение находит отклик в сердце. Чистота намерений и регулирование ритма, наиболее важные факторы, которые необходимо принять во внимание.

Фикр (Дыхание самовнушения) - Практику, называемую Фикр, можно сравнить с подъемом от одного уровня к другому, вызванным сознанием, который начинается внутри плотного тела, проходит через мировую память и завершается охватом окончательной высоты, открывающей внутренние ощущения сердца. Фикр есть комбинация физического дыхания в сочетании с мысленным повторением Вазифы.

Касаб - Практика Касаб пришла из практик Раджа-Йоги. В Касабе происходит задержка дыхания между вдохом и выдохом. При вдохе человек ментально поглощает вибрацию выбранной Вазифы. При задержке дыхания усваивает эти вибрации, и при выдохе возвращает их к источнику с эмоциями и чувством благодарности.

Шагал (Дыхание, связанное с мистической концепцией) - Шагал может рассматриваться как опыт, приводящий силы жизни к центру, центру внутреннего освещения. Этот опыт происходит без прохождения через пять чувств, идея существует для того, чтобы представлять в душе чувственные способности так, чтобы они стали осознающими дух внутри. Другими словами, при закрытии чувств от всех поступающих снаружи впечатлений, человек обнаруживает себя лицом к лицу с открытым окном во внутреннюю глубину своего существа.

Зикр (араб., урду - поминание) Зикр - это главное суфийское упражнение. Зикр - это практика звука, концентрации и движения. Если человека правильно учат, и он правильно ее понимает, она может быть очень эффективной. Зикр или духовная практика сердца Суфизма, в процессе которой повторяется вазифа, обычно сопровождающаяся ритмическими движениями.

Пир-о-Муршид Инайят Хан, который принес Суфийское Послание духовной свободы на Запад, оставил свой собственный зикр как наиболее сокровенное наследство. Поскольку он был музыкантом, то, естественно, что зикр Инайят Хана – это мелодично поющийся зикр, состоящий из четырех частей и основанный на индийской раге в качестве структуры мелодии. В этом зикре можно почувствовать дыхание Послания сегодняшнего дня как новый импульс, прорастающий в вездесущем сознании. Секрет магического излучения этого особого зикра заключается в мистическом согласовании мелодической раги с постоянным ритмическим образцом в аккомпанемент к священным словам, которые служат скромным приглашением Божественному Присутствию в храм сердца.

Физическое воздействие звука имеет огромное влияние на человеческое тело. Весь организм, мускулы, циркуляция крови, нервы, все приводится в движение силой вибрации. В нем отражается каждый звук, таким образом, тело человека - это живой звуковой инструмент. Звук вибрирует в каждом атоме тела, и звучит для каждого атома, на каждый сустав, на циркуляцию крови и пульс звук оказывает влияние. На этом основана практика зикра.

2. УНИВЕРСАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Универсальная служба - религиозная деятельность, не противопоставляющая представителей различных религиозных конфессий, а приводящая души к той единственной религии, которая стоит над всеми разделениями мировых религий.

Во время ритуала на Алтаре лежат Священные Писания мировых религий, и перед каждым Писанием возжигается свеча, символически представляющая Свет Божественного Послания, содержащегося в каждой религии. Чтение Священных Писаний показывает, что в разные века, разными словами выражено одно послание, и что одна и та же Истина вдохновляла их.

Молитвы во время Универсальной службы создают вдохновенную настройку на великих Мастеров и Пророков, чьи имена призываются как лучи Божественного Света, сияющие во всех существах. Священную церемонию проводят три шерага. Первый возжигает свечи, символически представляющие религии, второй зачитывает отрывки из Священных Писаний на объявленную тему. Третий после музыкальной паузы произносит проповедь. Универсальная служба заканчивается благословением, заключенном в настройке на Суфийский Призыв.

Универсальная служба – второе направление деятельности Международного Суфийского Движения. За высоким уровнем церемонии наблюдает Моин-ул-Махам или секретарь направления Универсальной службы и вместе с Сираджами отвечает за посвящение и обучение шерагов во всем мире.

3. ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО

Нет сомнения, что каждый человек в большей или меньшей степени ценит идеал Братства. Нормальный человек не может отрицать то, что идея Братства есть единственная идея, которая может быть названа религией или духовностью. Задача стоит в применении ее. Это просто - знать на уровне интеллекта, но когда дело доходит до применения, все становится сложно.

Это требует терпения, необходимо прощение, братская симпатия к каждой душе, стоящей рядом, и только сила любви может возвысить человека над мелочностью человеческой природы и поднять его к великому идеалу Братства, который является истинной аристократией человеческой души. Суть идеи Братство можно выразить предельно лаконично: "Все люди- братья, весь мир- моя Родина, Истина- моя религия".

Братство - третье направление деятельности Суфийского Движения, в котором особое значение придается воссоединению Востока и Запада и всех культур, к широким сферам осознания, помогая другим открыть безбрежный мир, где господствует покой и гармония. Разные страны имеют своих континентальных, региональных и местных представителей в этом направлении, работающих под руководством Пешкар или секретаря направления деятельности.

4. ДУХОВНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО

Духовное целительство – это дар, которому нельзя научиться или научить. Секрет духовного целительства заключается в отсутствии “я” при встрече со Всепроникающей целительной силой, которая затем передается без личного влияния, за исключением силы дыхания и магнетизма голоса. Передача целительной вибрации осуществляется во время целительской службы, когда хилеры коллективно пропевают вазифу, обладающую целительными качествами. Такое происходит не только в целительстве, но также во всех формах вдохновения: в поэзии, в музыке, искусстве, изобретательстве и во всех формах творческого процесса. Чем больше человек медитирует, тем больше он поднимается до сути вещей, становясь проводником Божественного выражения.

О силе исцеления Пир-о-Муршид Али Хан:

“Разнообразие, которое являет собой каждая личность, это большая тема, обширная тема для разговора. Но мистику, целителю или слуге Бога кажется, когда он смотрит на каждого из приходящих к нему людей или на тех, к кому он может пойти, что он всегда видит одного и того же, появляющегося в разных формах ограничения. Мой язык прост, но я хочу сказать, существует сила, которая есть во всем и за всем. Эта сила действует на всех уровнях человеческого существа, это именно то, что понял каждый целитель и каждый мистик. Через всех Посланников и Мастеров, Пророков и мудрецов, через каждого человека, имеющего высокий идеал, через все виды интеллектуальных доктрин и достижений действует одна и та же сила, которая реализуется всеми и через всех”.

Духовное целительство – четвертое направление деятельности Международного Суфийского Движения, которым руководят Кефайаты, Шефайаты и кондуктора под наблюдением Байт-уль-Харам или секретаря направления.

5. СИМВОЛИЗМ

Это пятое направление деятельности Международного Суфийского Движения, которое выражается в двух главных формах: а) Зирот, б) Ритуал Элементов или Стихий.

Церемония Зирот – это мистическое пробуждение, пережитое в результате работы над собой, освобождение ума от нежелательных мыслей и печалей, которые, как сорняки, являются препятствием на пути внутреннего возделывания.

Слово “Зирот” означает сельское хозяйство, символизируя в этом контексте работу фермера, выкапывающего старые корни с целью подготовить душу для нового посева и наблюдающего за разными стадиями развития драгоценного семени.

В церемонии Зирот владелец фермы символизирует Идеал Бога. Дар-эс-Салам или секретарь направления наблюдают за Зирот.

Вдохновение Ритуала элементов или стихий (земля, вода, огонь, воздух, эфир) пришло от древних зороастрийских танцев, хореография которых включала характерные цвета, тоны и шаги, присущие каждому из пяти элементов. В ритуале используются желтый, зеленый, красный, голубой и серебристо – жемчужные цвета.

Вначале возносятся приветствия – призыв каждому элементу с символическими движениями и жестами. Женщины, одетые в одеяния в соответствии с цветом элемента, представляют священный танец, соблюдая мистический тон и характерный ритм. Мужчины в коричневых одеяниях символизируют мир и стабильность во время всего представления.

Священный танец – это мистическое переживание, посвященное элементам.

По просьбе Хазрата Инайята Хана, хореографию священного танца Элементов впервые представили в США Рут Денис и Айседора Дункан в начале века.

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СУФИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Целями Суфийского Движения является:

- реализовывать и распространять знание единства, религию любви и мудрости, чтобы предубеждения верований могли отпасть сами собой, чтобы сердце человека могло переполниться любовью, и что могло бы искоренить всю ненависть, обусловленную отличиями и разногласиями;

- открыть свет и силу, скрытые в человеке, тайну всех религий, силу мистицизма и сущность философии, свободной от влияния обычаев и верований;

- помочь соединению двух мировых полюсов, Востока и Запада, путем обмена мыслями и идеями; образованию Всеобщего Братства, чтобы человек мог встречаться с человеком, преодолев узкие национальные и расовые границы.

Суфийское Движение основано на Суфийском Послании, которое принес на Запад Инайят Хан. Оно берет начало из следующих Суфийских Принципов:

1. Есть только один Бог - Вечный, Единосущий, нет никого, кроме Него.

2. Есть только один Мастер - Путеводный Дух всех душ, который неизменно ведет своих приверженцев к Свету.

3. Есть только одна Священная Книга - Священный манускрипт Природы, единственный манускрипт, который может просветить читающего.

4. Есть одна Религия - непоколебимое движение в правильном направлении к тому Идеалу, который является целью жизни каждой души.

5. Есть один Закон - Закон Взаимности, который можно наблюдать благодаря чистой совести, наряду с чувством пробудившей справедливости.

6. Есть одно Братство - Братство Людей, которое объединяет детей Земли, без различения, в Отечество Божие.

7. Есть один Моральный Принцип - Любовь, которая рождается из самоотречения и расцветает в благих делах.

8. Есть один Объект Восхваления - Красота, которая возносит сердце ее служителя через все ступени от видимого к невидимому.

9. Есть одна Истина - истинное знание нашего бытия внутри и вовне, которое является сущностью всей мудрости.

10. Есть один Путь - уничтожение ложного "я" в истинном "Я", которое ведет человека к Вечности и которому присуще все совершенство.


Библиотека