Hidayat Inayat Khan "Reflections"

Хидайят Инайят-Хан "Отблески Мыслей" вдохновлены лекциями Инайят-Хана на темы Построения Характера, Искусство Быть Личностью и Нравственности.

ВСТУПЛЕНИЕ

Внутреннее сознание может быть развито только пройдя тернистый путь, называемый Искусство Быть Личностью. Эта дорога требует постоянного приложения усилий к тому, чтобы выковать характер, сделав его примером любви, гармонии и красоты, чтобы, таким образом, человек мог приносить счастье, не замечать то, что ему не по душе, когда другие не согласны с его представлениями, и вместо того, чтобы судить других, всеми силами стараться преодолеть свои недостатки.

Даже падая, можно найти скрытый камень, ступив на который, человек может подняться над своими недостатками, различиями и ограничениями, настраивая своё эго на более высокую ноту, находя гармонию со всеми встречающимися на пути, и в чьём обществе человек может найти искру скрытого водительства.

Нет в жизни ни одного переживания, которое можно считать абсолютно лишённым ценности и нет ни одного момента, потраченного без пользы, учитывая, конечно, что человек обладает достаточной мудростью, чтобы аккуратно собрать все частицы прошлых воспоминаний и вынести из них урок с целью осуществить назначение своей жизни, несмотря на то, что его представления верного о верном и неверном не всегда могут соотвветствовать представлениям других людей.

Любая роль, которую человек играет в жизненной партии, вскоре превращается в опьянение; находясь под воздействием этого дурмана, человек привязывается к иллюзии собственного "Я"; как-только он для себя откроет, что в мире нет ничего абсолютного, то он осознает, что всё является мимолётной игрой, какими бы ни были жизненные обстоятельства, светлыми или мрачными; он понимает, что всё имеет значение только в соотношении с другими ценностями и зависит от той точки зрения, с которой их рассматривают; и в сравнении с абсолютной истиной, превосходящей все спекулятивные теории, их правдивость относительна.

Самость, к которой человек привязывается, и которая является иллюзией истинного "Я", служит, однако, каналом, посредством которого душа созерцает всё происходящее подобно впечатлениям, отражённым в зеркале; образы эти хотя и появляются на поверхности, тем не менее, не вносят необратимых изменений, сохраняя зеркало души в первозданной чистоте.

Хидайят Инайят-Хан



1. Сила воли играет огромную роль в построении характера, однако же сила воли теряет свою мощь, когда отдается малейшим желаниям, наклонностям и фантазиям. Сила воли развивается, следуя путем борьбы со своими отрицательными наклонностями.

2. Само-отрицания можно понять как практику, которая проводится ради того, чтобы преодолеть нежелательные наклонности, намерения и фантазии - в этом случае в самоотрицании раскрывается овладение мастерства над своим "я".

3. Создается впечатление, что наклонности, намерения и фантазии составляют подлинную природу человека, однако это лишь иллюзия, поскольку человек не видит, что они являются лишь накопленными отражениями.

4. Для того, чтобы накопить достаточно сил, чтобы выступить на битве жизни, прежде всего необходимо бороться с теми наклонностями, которые не приводят к успешным результатам в делах повседневной жизни.

5. Жалость к себе - великое нищенство. Не успев выразить жалость к себе словесно, как человек уже превратился в половину того, кем он на самом деле является.

6. На пути жизни, чем дальше человек оставляет позади себя свое "я", тем дальше он продвигается к высшему сознанию: когда ограниченное "я" себя теряет, тогда неограниченное, истинное "я" себя раскрывает.

7. Машина реагирует на поступающие импульсы автоматически, не думая о последствиях, однако же мудрец старается учитывать значение раскрытия и завуалирования своих истинных чувств.

8. Есть время, когда лучше воздержаться от смеха и скорее выразить его в слезах и есть время, когда лучше сдержать слезы и скорее выразить их улыбкой.

9. Сила, позволяющая человеку контролировать свои реакции, может показаться лицемерием для тех, которые еще не поняли значения овладения мастерства над своим "я".

10. Человеческая природа такова, что желание выразить свои мысли и чувства поднимается изнутри, и энергия эта способна вытолкнуть наружу слово или поступок. Если же сразу после этого человек поймет, что ему не стоило так себя вести, уже будет слишком поздно: ущерб был нанесен. Человек сдался своей недостаточности силы воли и ранил чувства другого.

11. Всякое сказанное слово, обращенное к человеку, ему не стоит принимать столь серьезно, чтобы повергнуть его в грусть. нарушить его равновесие и забрать у него силу воли, которая позволяет ему контролировать свои реакции. Есть вещи, имеющие значение и вещи, значения не имеющие, однако человек часто поддается искушению придавать ненужное значение недолжным вещам.

12. Под оценкой значимости или незначимости вещей не имеется в виду, что человеку не стоит обращать внимание на то, что говориться; под этим только подразумевается, что человеку стоит различать между тем, что важно, и тем, на что не следует обращать слишком много внимания.

13. Есть люди, которые чувствуют себя обязанными говорить и делать то, о чем их просили другие, и таким образом, не замечает, как важно самому оценивать, что же в действительности следует говорить и делать.

14. Ни одному принципу, каким бы хорошим он ни был, не стоит следовать слепо. Нет никакого благодеяния, если поступая в согласии с принципом, нарушается гармония или же возникают препятствия на пути развития начинаний человека.

15. В построении характера самое важное - чувствовать свою ответственность перед другими, осознавая свой долг и обязанность. Другими словами, не подвести доверие людей является святым долгом.

16. Преданно относиться к порученным обязанностям важее, чем обрести опыт благочестия и отшельничества, поскольку в последнем случае никто не ожидает от человека выполнения каких-либо обязанностей.

17. У каждого из нас есть недостатки, как у друзей, так и у врагов. Поэтому, если человек не хочет, чтобы его недостатки стали доступны другим, то, очевидно, что ему не стоит навязывать им свою критику.

18. В этой жизни один человек отдается удовольствиям и поглощен вечно меняющимися настроениями, в то время как другой с большим вниманем относиться к радостям и несчастям ближних.

19. Лучше выразить свое честное мнение напрямую, чем согласиться на помощь третьего лица в качестве посредника. Однако, во всех случаях, единственным условием положительного исхода является такт.

20. Основное понимание термина "Религия" состоит в том, чтобы осознавать ответственность человека во всех его взаимоотношениях и прикладывать все усилия для того, чтобы они были гармоничными. В этом и заключается понятие индуистского термина "Дхарма", которое на самом деле определяет "Религию" как преданность долгу, миссии.

21. Свойство человека реагировать в свою защиту на каждую нанесенную обиду вполне естественно. Если же все усилия будут приложены к тому, чтобы сохранить внутреннее равновесие, то результатом этих усилий в конечном итоге станет победа, хотя она может и показаться поражением.

22. У человека мягкого склада проявляется присутствие ума, и его тонкую натуру можно сравнить с потоком воды, которая способна течь во всех направлениях, принимая форму сосуда, в то же самое время оставаясь отзывчивой ко всем отражениям.

23. Камнеподобные личности закрыты ко всегму привходящему; они изолируют себя и не позволяют себе обогаться тем примером, которые другие могли им преподнести своими делами, мыслями и чувствами.

24. На вопрос: "Возможно ли все выразить словами?" можно ответить: "Никогда в распоряжении человека не будет достаточно слов, чтобы адекватно выразить идею, соответствующую ситуации и поведать значение того, что человек старается передать; при этом необходимо учитывать: не столь существенно важно то, что говориться, а то, какой эффект слова оказывают на окружающих.

25. Существует высказывание: "Недостаток тонкости в слове может превратить истину в догму; в то же время тонкость может превратить догму в истину; это же зависит от того, воспринимает ли человек истину как факт логики или же как абстрактное понятие.

26. Простая мысль может быть выражена сотней слов; в этом случае упускается из виду глубина мысли; также ее можно передать несколькими словами, вдохновляющими слушателя, который в свою очередь чувствует глубину, стоящую за этими словами.

27. Есть люди, которые чувствуют необходимость выражать свое мнение открыто; они всегда готовы говорить правду, но их слова похожы на удар по голове; другие же наделены даром выражать правду тонко; их мягкий подход дарит слушателю чувство уюта, гармонии и покоя. Однако же человек, лишенный тонкости, осуждает изысканность выражения, видя в ней отсутствие правдивости; тем не менее, этот способ преподносить правду является знаком внимания со стороны человека утонченной натуры.

28. Нет необходимости из благодарения устраивать показ, если человек искренне чувсвтует свою признательность. Благодарность, являющаяся природой сердца можно выразить без слов; лучше всего ее способна передать искренность чувств.

29. Часто встречаешь людей, которые постоянно о чем-то жалуются - о хорошем или плохом, о правильном или неправильном; они не осознают: чем больше человек жалуется, тем больше он становится своим собственным врагом, поскольку эта тенденция видеть плохое в других людях лишает человека магнетизма, который так необходим для того, чтобы защитить себя от отрицательных влияний.

30. Признаком мудреца является его расположенность смотреть на все с улыбкой, дарить улыбку другу, улыбку врагу, улыбку самому себе, - и все это позволяет сердцу раскрыться.

31. Подобно тому, как солнечный свет освещает темное небо, внутренний свет озаряет человека, позволяя ему видеть других людей, не взирая на все их недостатки и ограничения. Здесь и спрятан ключ к счастью.

32. Многие люди заняты лишь самими собой и своими вещами. Когда им приходиться сталкиваться с проблемами других, то они чувствуют себя очень неуютно. В таких случаях можно посоветовать не тратить свою энергию, чтобы выразить свою точку зрения, потому что они ей никогда не предложат должного внимания, а лишь кинут ее вам обратно.

33. Часто отмечалось, что человек оказывается более успешным, если он избегает раскрывать свои планы без необходимости, поскольку поступая таким образом, энергия, стоящая за его идеалом теряет свою силу.

34. Работа, не производящая много шума, обычно приводит к успешным результатам. Если человек по поводу чего-то создает слишком много шума, то в атмосфере возникает сильное волнение и беспокойство, что не приводит к успешным результатам.

35. В этой жизни человек несет большую ответственность и великое множество обязанностей; многое ему необходимо исправлять в самом себе; Очень жаль, что человек иногда тратит свое время, поправляя других вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на исправление своих недостатков.

36. Часто создается впечатление, что люди глубоко заинтересованы проблемами других, и хотя это поведение может и показаться альтруизмом, на самом деле, оно может быть простым любопытством, а их настоящая цель состоит в том, чтобы получить удовлетворение, выслушивая и выведывая о несчастьях других.

37. Одни вещи стоит знать, а о других беспокоиться не следует, Растрачивая всю свою энергию на то, что знать необязательно, человек упускает возможность раскрыть в себе свое настоящее "я"; цель жизни заключается как раз в том, чтобы разведать свои обязанности как человека.

38. Кажется, что сплетничество является естественной наклонностью человека; когда же ищешь объясненние его причины, то обнаруживаешь, что за потребностью сплетничества лежит чувство неполноценности, , которое пытается спрятать свои слабости, направляя свое внимание и внимание других на тему, к самому человеку не имеющая никакого отношения.

39. Внутренне "я" человека похоже на купол6 где отражается все, что человек думает6 говорит или делает; эхо это бывает либо созидательным либо деструктивным, что оказывает соответствующий эффект на личность человека.

40. Чем больше человек осознает последствия своего поведения во взаимоотношении с людьми, тем лучше он сможет использовать каждый миг своей жизни.

41. Щедрость можно назвать "благодеянием сердца". Существует множество простых способов, позволяющих этой добродетели выразить себя: предлагая внимание другим, заботясь о них, одаривая их иногда улыбкой, взглядом или теплым рукопожатием, приспосабливая себя под других людей, приветствуя их и выказывая вдумчивое отношение и щедрость духа.

42. Благородство нельзя доказать ни властью, ни положением, ни званием. Истинное благородство заключается в щедрости сердца.

43. Депрессия часто вызвана ревностью или завистью, а также отсутствием внимательного отношения, такта или щедрости.

44. Вещи кажутся хорошими или плохими в зависимости от тех критерий оценки, которые формируются на протяжении жизненного опыта. Однако же есть возможность отделить себя от своего мнения и создать тем самым пространсто, позволяющее исследовать настоящую причину своего суждения.

45. Быть человеком не обязательно означает иметь лицо. Иметь лицо означает обладать личностью, то есть теми качествами, которые развиваются в результате следования своему идеалу, а также иметь те характеристики, которые человек унаследовал при рождении и которые могут быть настроены на благо человека. Эта практика, подготавливающая путь к идеалу, называется Построением Характера; сам же идеал можно достигнуть посредством искусства, Искусства Быть Личностью.

46. Искусство Быть Личностью можно также представить как искусство танца при дворе Индры, что иными словами означает искусство, развитое с целью преподнести Божеству красоту своей личности.

47. Очень важную роль во всех искусствах играет мягкость: мягкое прикосновение музыканта к совему инструменту, мягкое прикосновение кисточки к холсту, мягкое прикосновение пера, обрамляющее мысли словами, а также мягкость сердца, которое открыло для себя красоту Искусства Быть Личностью.

48. Если человек стремиться закончить начатое дело за счет чувств других или же принося в жертву качества своей собственной личности, то это дело никогда не принесет счастья, потому что человек принизил свою личность до уровня этого предприятия.

49. Благородно настроенный человек наделен естественным чувством уважения, которое проявляется не только в слове, но и в отношении. Принцип держать слово чести при всех обстоятельствах можно понять как проявление уважения к порученному доверию.

50. При всех жизненных обстоятельствах добродетель действитвельно становиться добродетелью только с того момента, когда она была подвергнута испутанию, благодаря которому раскрываются и находят свое выражение естественные наклонности, исходящие из сердца человека.

51. Вдумчивый человек старается сэкономить энергию окружающих и не принуждает их прослушивать свою речь на тему, их не интересующую и не обогощающую их красотой, поскольку отсутствие отзыва свидетельствует об утрате собственного магнетизма.

52. Иногда, прослушивая речь другого, человек может испытать продолжительное напряжение, лишающее его энергии и времени, что опять же является утратой магнетизма.

53. Искусство Быть Личностью, которое следует считать аналогичным всем остальным искусствам, не имеет никакой цены, если человек не верен чувству сострадаия к тем людям, которые еще не были наделены привилегией понять важность этого искусства.

54. Развитие чувства справедливости заключается в отсутствии эгоизма; человек не может быть одновременно справедливым и эгоистичным.

55. Человек учиться справедливости, подвергая суду не других, а самого себя; поступая таким образом, человек открывает в себе столько слабостей и недостатков, что он не решается признаться в них перед другими.

56. Оскорбляя ближнего, человек ставит себя на тот же уровень, на котором стоит это оскорбление, и тем самым усиливает разногласие. Более того, сосредотачиваясь на недостатках других и находясь под их впечатлением человек усваивает те же самые недостатки.

57. Жалуясь на других за нанесенный ущерб, человек не получает никакого облегчения; если же человек повернется лицом к своим проблемам, тогда появится возможность исправить несправедливость.

58. Вместо того, чтобы считать себя выше всех замечаний, человек поступит мудрее, если воспользуется критикой других людей, поскольку это может помочь ему исправить свои ошибки.

59. Человек не может помогать людям, указывая на их неправильное поведение. Человек может оказать помощь только своим примером. Ни в коем случае не допустите, чтобы друг превратился во врага и приложите все усилия к тому, чтобы превратить врага в друга.

60. Одно и тоже слово, сказанное разным тоном может передать разные значения; слово это сравнимо с нотой, которая может звучать ярко или приглушенно в зависимости от того, берут ли ее диез или бемоль.

61. Склонность человека постоянно создавать красоту поможет ему открыть для себя Искусство Быть Личностью, которое является отблеском сердца.

62.Завоевав раз любовь и внимание ближнего, человек поступит мудро, если внимательно рассудит, насколько далеко он может зайти, следуя полученному водительству, и насколько лучше положиться на собственное суждение.

63.Никогда не гордись хорошими поступкам, поскольку всегда найдется человек лучше тебя, однако же хвали их за их благодеяния, поскольку поступая таким образом, человек действительно совершает благой поступок.

64. Быть как можно более справедливым к другим и не замечать недостатки в их суждении является проявлением мудрости.

65. Благосклонное поведение заслуживает благосклонное приема; грубое поведение лучше встретить с улыбкой, всегда принимая во внимание, что люди, ведущие себя некорректно, ничего лучшего не знают.

66. Когда человек думает о другом с горечью, он пробуждает в подсознании мятежные чувства, которых раньше могло бы и не быть; когда же он думает о том же человеке положительно, то с обеих сторон может проявится дружеские отношения.

67. Искусство Быть Личностью подобно музыке: им необходимо заниматься; однако же человек, открытому музыке жизни, это искусство приходит естественным путем.

68. Это искусство видеть в каждом человеке разные настройки на загадочные дороги жизни подобно тому, как многочисленные инструмены в оркестре воссоздают различные звуки и тем не менее играют одну музыку. И каждого человека можно узнать по той миссии, которая предназначается ему судьбой.

69. Внешние манеры не имеют никакого смысла, если они не были побуждены внутренним импульсом.

70. Человек осуждает других, исходя из того, что он считает неправильным; он не осознает, что его суждение основано на информации, вынесенной от других и не замечает, что неверное для одного может быть верным для другого. Более того, внутреннее видение человека может меняться ото дня ко дню, позволяя ему смотреть на хорошее и плохое под углом, под которым он раньше не видел.

71. Человек старается как можно лучше скрыть свои недостатки; если бы он действительно захотел высвободиться из-под их господства, то у него появился бы шанс обрести над ними власть, если бы он в них признался.

72. Не всегда можно обрести контроль над жизненными обстоятельствами путем конфликта. Если этого можно достигнуть мирным путем, то это, несомненно, лучше сражения. На следующей ступени, однако, необходимо поняться над всем тем, что приводит к непониманию и бесполоезному конфликту.

73. Если человек, взбирающийся на гору, постоянно отвлекается на бесполезные проблемы, то он никогда не достигнет вершины. Так же и в жизни, если человек борится за малое, то он упускает возможность выполнить то, что наиболее важно; при этом другие, следующие тем же путем, поднимаются все выше и выше.

74. Всякая роль, которую человек играет в жизненной партии, имеет тенденцию опьянять его. Находясь под ее чарами, он привязывается к иллюзии своего отождествления даже когда он осознает, что является жертвой иллюзорного образа.

75. Если человек является машиной, то он продолжает оставаться вечно в состоянии механической безответственности; если же он инженер, то пускает в дело все, что даровано ему судьбой; в этом случае он чувствует сильнее свою ответственность за поступки, которые могут висеть тяжелым грузом на его сознании.

76. Хорошее не обязательно носит на себе печать, подтверждающую, что оно является таковым, поскольку все вещи кажутся разными, что зависит от того угла, с которого их рассматривают, и в сравнении с абсолютной истиной их правдивость лишь относительна. Поэтому при всех обстоятельствах самое важное приложить все усилия к тому, что вести себя порядочно, действовать в согласии со своей совестью.

77. Рай и Ад являются мирами нашей совести, созданными внутри нас на протяжение жизни; и на этом свете законы причины и следствия не иллюзорны, а служат осязаемыми реальностями.

78. Иллюзия ложного "я" ищет счастье повсюду, хотя его можно найти только внутри самого человека, когда сердце его открыто этому откровению.

79. Самоотричение является путем любви и мудрости, когда человек чувствует великое счастье одаривать других, не ожидая ничего взамен. Однако отричение не может стать добродетелью, если человек предлагает его из-за собственной слабости или в следствии поражения; оно может стать благодеянием только если является результатом овладения контроля над своим "я".

NEW SECTION: НОВЫЙ РАЗДЕЛ

80. Духовность является раскрытием внутреннего благородства, божественным наследием каждой души; благодаря нему снимается покров со света души, которая себя выражает в скромности, доброте, благосклонности и любви.

81. Вместо того, чтобы навязывать свои широкие взгляды на людей с узким кругозором, человек поступит мудрее, если сформулирует эти идеи в соответствии с уровнем понимания того, с кем он вступает в разговор.

82. Притязания эго иногда прячутся под покровом скромности и смирения, которыми человек пользуется как маской, чтобы скрыть гордыню, тщеславие, ревность и зависть, е качества, которые лежат булыжниками на духовной тропе.

83. Согласно индуистской мифологии, "Гаруда" является символом звука, то есть когда человек едит на летящей птице, представляющей собой силу сакрального слова, то он не слышит то, что не желает слышать, не видит то, что не желает видеть и не выражает того, что не желает выразить, потому что абсолютно невозможно передать внутреннее переживание сакрального слова.

84. Прекрасную сторону естества другого можно увидеть только если человек желает ее увидеть, но если он не расположен сочувствовать людям, то он будет видеть одни лишь недостатки.

85. Совершив поступок, человек уже знает в своем сердце, заслуживает ли он похвалу или наказание; это происходит прежде, чем он окажется перед судом других, которые видят верное и неверное в зависимости от своей точки зрения, не замечая настоящей причины, стоящей за этим поступком.

86. Если и существует видимый знак прогресса на духовном пути, то он состоит в утонченности чувствующего сердца и в скромном отношении, приобретшим больше достоинства и являющимся для всех примером красоты.

87. Некоторые проявляют желание, чтобы их поправили, хотя они тем самым не на прямую просят, чтобы их похвалили, и если кто-нибудь испортит игру, упомянув сам недостаток, то он тем самым только усилит корень этого недостатка.

88. Если человек может уделить момент, чтобы перезарядиться духовной энергией, а также может насколько это возможно вложить всю свою энергию в те мирские дела, где от него ожидают проявления таких качеств, как обязательность и энтузаизм, то это несомненно окажется его привилегией.

89. Счастье является правом рождения всех существ, однако оно себя проявляет только когда человек сам станет источником счастья для других людей, не ожидая что-либо получить взамен. Этого можно достигнуть, прилагая все усилия к тому, чтобы ценить в другом его достойные качества и не замечать непривлекательные черты, уважать его точку зрения, даже если она противоположна собственной и настраивать себя на ритм все встречающихся на пути и в чьем обществе можно найти скрытое водительство.

90. Если Бог есть любовь, а любовь священна, то человек старается избегать унижать ценность этой святости, произнося ее в суе. Любовь сама по себе является откровением и раз священная искра была зажжена, то уже нет нужды ни в учебе, ни в медитации, ни в набожности. Искать духовность, не испытывая любви, бесполезно, поскольку духовность можно найти только в сердце: это же происходит, когда искра любви разгорится в яркое пламя, сжигающее иллюзию ложного "я".

91. Самоотречение не означает отказ от жизненных обязательств или же от естественных источников счастия. Оно подразумевает отказ от того маленького "я", которое при малейшей возможности подкрадывается, затмевая яркий свет Божественного Присутствия. Счастье означает правильно использовать те средства, которые были нам дарованы с целью оправдать надежду других выполнив свои обязательства, даже если наше видение правильного и неправильного не всегда совпадает с их представлением.

92. Счастье является правом рождения, и тем не менее мудрость вдохновляет человека отказаться от тех замыслов, которые идут в противовес совести или которые можно выполнить только лишь за счет страданий других. Если посмотреть с этой точки зрения, то отречение не означает разбивать желание, а скорее осознавать ее настоящую цель и уметь видеть, что и предмет и желание выглядят маленькими, когда оба достигнуты. Если человек не может оторваться от предмета своего желания, которое он уже приобрел, то он падает ниже своих подлинных ценностей.

93. Тренировка эго не обязательно требует, чтобы человек вел жизнь отречения. Она скорее проверяет наличие равновесия и мудрости. Под этой подготовкой подразумевается понимание стоящей за желанием причины, осознание возможных последствий от полученного удовлетоверния, видение доступности или недосягаемости требуемой цены и знание праведности или неправедности этого желания.

94. Когда желание захватило человека в силки своих чар, то эго притупляет чувства справедливости, логики и долга. Находясь в этом состоянии ума, человек судит согласно тому, что он считает наиболее выгодным, смотрит на все со своей корыстной точки зрения и преследует те нормы долга, которые омрачены вездесущим образом самости. В таком случае трудно различить между верным и неверным, между тем, что действительно необходимо и тем, в чем нет нужды, между тем, что приносит счастье и тем, что оставляет за собой печаль.

95.Состояние человека, поглощенного собой имеет множество граней, некоторые отражают комплекс неполноценности, как например потребность в восхвалении и восхищении, а другие комплекс собственного превосходства, как например получение удовлетворения от унижения других и подчиняя их себе, испытывая при этом неутолимую жажду самоутверждения. Чем больше он пытается утаить свои слабости, спрятавшись за ложной маской, тем скорее разрушается уверенность в себе подобно песчаному замку, который размывается под напором поднимающихся морских волн.

96.Жизнь можно обрисовать в виде здания с дверным проемом меньше роста человека. При каждой попытке пройти через дверь, человек ударяется головой о перегородку и ему не остается ничего другого как склонить голову, проходя сквозь проем. Скромность не обязательно означает слабость; она является чувством, поднимащимся из живого сердца, которое внутренне осознает свою внутреннюю красоту и в то же самое время скрывается под покровом, прячась даже от собственных глаз.

97. Лишь немногие осознают, что сердце подобно куполу, внутри которого отражается все хорошее или плохое, создавая тем самым влияния, которые либо вдохновляют либо расстраивают человека и которые со временем становятся характеристиками его личности. Чем тоньше эго, тем меньше оно тревожит других, хотя жизненные испытания страновится труднее переносить. Шип не ранит подобный себе шип, хотя и разрушает хрупкость нежной розы. Тем не менее, лучше прожить жизнь розой, вдохновляя близних своим цветом и ароматом, чем быть шипом, живущим среди шипов. Как раз в этом состоит искусство быть личностью.

98. Искусство быть личностью подобно искусству музыки, где абсолютно необходима тренировка слуха и голоса, чтобы уметь различать высоту тона и интервал между одной и другой нотой с той целью, чтобы определить гармонию в мелодии. Если мы соотнесем этот идеал гармонии с человеческими взамиоотношениями, то нам станет ясно, что красота личности начинает светиться, когда проявляются такие качества как дружеское расположение духа, видимое в слове или поступке, непосредственность в выражении любви, когда человек не ожидает что-либо получить взамен, пробуждение настоящего чувства справедливости; во всех этих поступках о себе заявляет сердце.

99. Личностное очарование, которое выражает себя красотой, также можно глубоко почувствовать, услышав тон искренности. Отшлифованные манеры без искренности в действительности некрасивы, а откровенная прямота без красоты не передает правду со всей искренностью. Аромат говорит о подлинности цвета, сладость говорит о подлинности плода, лучезарность говорит о подлинности драгоценного камена, а красота искренности говорит о подлинности личности.

100. Нельзя простить поведение человека, который оправдывает себя словами:"Я родился не розой, а шипом"; в отличие от растений мы одарены свободой воли с той целью, чтобы не остаться шипом, а развиваясь превратиться в розу. Все разногласия и непонимания отпадают с того момента, как только дух человека обретет благородство. Какая польза от религии, философии и мистицизма, если они не пробуждают духа, происходящего от Бога?

101. Получая вознаграждение, эго накапливает свои силы, и чем больше удовлетворения оно приобретает, тем сильнее оказывается его желание, в результате чего человек превращается в раба собственного "я"; кроме того поскольку оно постоянно расстравивает (расстревоживает) эго окружающих, то в них пробуждается дух противоборства.

102. Очевидно, что среди различных предметов, относящихся к образованию, есть основные постулаты поведения, дисциплины, коцентрации, общения и настройки на идеал святости, а при господстве материализма современности проявляется тенденция пренебрегать ими. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы все верующие в идеал искусства быть личностью осознали занчимость самоуважения, что оно пробуждает в человеке тайную музыку сердца, и когда человек искренне преподносит свои чувства уважения другим, он забывает себя и тем самым развивает внутреннюю безопасность и уверенность в себе.

103. Человек поступит мудро, если будет помнить, что люди, сталкиваясь с идеями, имеют свойство принижать их до своего уровня понимания, пропуская их через экран своих готовых мнений и давая им интерпертации, соответствующие своей произвольной системе оценок.

104. Правда не нуждается в доказательстве; лишь неправда сражается за самоутверждение. В том, что сказано и сделано, не всегда раскрывается настоящая цель; лишь отношение, стоящее за словами и посутпками, по-настоящему передает внутреннее намерение.

105. Действительно, что же мы можем сделать для других? Этот вопрос тут же найдет ответ, когда мы поймем, что прежде всего необходимо приложить усилия к тому, чтобы преодолеть свои недостатки, страхи, сомнения, беспокойствия и уметь приспосабливать себя ко всем обстоятельствам, становясь тем самым примером для других, не зависимо от того, принимаем ли мы их представление о хорошем и плохом или нет; таким образом, наступит день, когда они смогут пожнать плоды нашего опыта.

106. Очевидно, что человек может оказывать помощь другим настолько, насколько он сам способен справляться со своими проблемами. Парадоксально однако, чем больше проблем он умеет разрешать, тем больше возникают более трудные ситуации; и тем не менее умея разрешать свои проблемы, человек оказывается более способным оказывать помощь другим; это же зависит также от того, насколько другие могут вдохновиться его примером и решить свои проблемы.

107. Мощный паровой двигатель абсолютно бесполезен, если нет рельс, по которым он может катиться, а рельсы не имеют цены, если нет двигателя, чтобы по ним ехать. Рельсы символизирует мудрость, с помощью которой в конечном итоге можно будет указать эго его дорогу, в то время как паровой двигатель символизирует энергию самого эго, которое со временем можно будет взять под контроль. Энергия эго меняется ото дня ко дню и от случая к случаю, что зависит от обстоятельств, и она обуславливает успех или неудачу в наших взаимоотношениях с другими людьми.

108. Во всем, что мы делаем и говорим, во всем, что мы думаем и чувствуем, присутствует огромная сила намека, которая постоянно себя проявляет. От нас зависит способность увидеть ее во всех человеческих взаимоотношениях, где мудрость предполагает, что это великую силу следует использовать для полезных и вдохновляющий целей. Когда же в процесс включается эго и когда эта сила применяется для отрицательных целей, тогда человек рано или поздно становится жертвой своих собственных эгоистических побуждений.

109. Искусство Быть Личностью не претендует на оказание почестей, не служит тщеславным показом чинов, орденов и отличий той гордыни, которая основана на ложных умозаключениях. Оно является знаменем мудрости, собирающее вокруг себе людей всех убеждений, объединенных одним идеалом, танцующих под божественную музыку, звучащую в сердце.

110. Личность мистика, называемая в суфийской терминологии "Ахлак Алла" или же божественная манера, можно увидеть в его настройке мысли, речи и поступка на самую высокую ноту. Эта манера свободна от гордыни увидеть в его настроеннии, все в нем вдохновляет благочестие, и эта манера распускается подобно божественному бутону.

111.Для нас, работающих на благо Любви, Гармонии и Красоты, самый священный долг состоит в том, чтобы применять в жизни Искусство Быть Личностью с той целью, чтобы мог наступить тот день, когда мы станем живыми примерами этих идеалов, танцуя священный танец в Храме Божественного, обретенного в нашем сердце.


Библиотека