Открытая дверь
Хидайят Инайят-Хан


Слово Суфий, согласно греческой и арабской
этимологиям, означает с одной стороны "мудрость", с другой - "чистоту". Впрочем, обе концепции предполагают один и тот же идеал. Мудрость присутствует только там, где ум очищен от предвзятых идей, навязчивых догматических мыслей беспокойного сознания. Что касается происхождения Суфизма, можно сказать, что он такой же древний как и концепция мудрости и чистоты, которые всегда были вдохновением для преданного поклонения в течение многих веков. Суфизм не культ, не школа теологии. Суфизм - это открытая дверь, отношение самой искренней симпатии ко всем верованиям. Как самая сущность всех религий, Суфизм высоко ценился обширными культурными и религиозными кругами в течение различных периодов истории, но никогда не терял своей индивидуальности.

При произнесении слова Суфизм, "изм" имеет тенденцию к ограничению понимания мудрости, которая на самом деле вне ограничений, и никогда не сможет быть отождествлённой только с одним верованием, несмотря на то, что в мире существует столько же описаний мудрости, сколько существует ищущих на пути. Возможно истину можно осознать, но её никогда нельзя ощутить вещественно, и более того, она не может быть предметом определения. Следовательно, для того, кто истинно мудр, существует только реальность истины, вне всех умозрительных объяснений.

Как только человек пытается дать определение абстрактному понятию, он попадается в лабиринт своих собственных мыслей, которые ввергают его в гипотетические описания, и человек выстраивает свою собственную иллюзию, которая смешивается со множеством полученных ранее; и вместе с многочисленными впечатлениями и влияниями, она создаёт наш мир ума. Затем, при попытке обратить свою веру и понимание в слова, возникает тенденция отклонения от исходной идеи, которая сама являлась только произвольной концепцией, и это результат всего того, что так часто представляется единственной и непоколебимой истиной.

Для Суфия множество религиозных имён и форм являются только вуалями, покрывающими феномен Путеводного Духа, проявленного на всех уровнях эволюции. Это объясняет то, что одним из главных идеалов Суфия является пробуждение широкого кругозора, с более глубоким видением трагического непонимания, которое разделило искренних последователей различных культурных и религиозных традиций.

Все религии в своём происхождении являются Божественный вдохновением, но, подобно образу воды, наполнившей различно окрашенные сосуды из стекла, до тех пор пока Божественное вдохновение передаётся человеческими мыслями, оно приобретает образ человеческого мышления. И потом мы называем одну религию Индуизмом, другую Буддизмом, третью Зороастризмом, в то время как другие называют религии Иудаизмом, Христианством, Исламом, так же как и все другие религиозные конфессии, ведомые и неведомые миру.

Суфий, по определению, это религиозная душа, чья природа состоит в том, чтобы освободиться от навязанных теорий, и кто действительно осознаёт, что эта жизнь определённо не является тем, что, возможно, человек о ней думает. Для Суфия жизнь является проживанием не только на уровне физического опыта, не только на уровне мыслей и чувств, но также, что самое важное, на более высоком уровне сознания, где больше не существует барьера, отделяющего реальность от иллюзии. На этом уровне сознания нет больше ограничений и противоположностей, нет места для дуалистичных умозаключений о Божественном. Когда в попытке объяснить Бога, человек только выстраивает свою собственную концепцию, ограниченную до размера его собственного мира ума.

Другая тема Суфийского учения - это алхимия счастья, которая, как мы знаем из сказочных историй, является волшебной формулой для превращения неблагородного металла в золото. Эта мистическая легенда очень красиво символизирует фундаментальный принцип Суфийской Внутренней Школы, где с большим почтением относятся к тренировке эго на тернистом пути, известном как путь личности, и где ложное отождествление и иллюзорное желание являются препятствием для открытия Божественного Присутствия, скрытого как жемчужина в сердце человека. Это требует постоянных усилий в постепенном превращении характера в живой пример мудрости, и, таким образом, в посланника счастья братьям и сёстрам всех верований.

Счастье, которое является правом от рождения, хотя мы не всегда осознаём эту привилегию, присутствует в том объёме, насколько сам человек становится источником счастья для окружающих, через попытку оценить доброе в других людях, и не замечать то, что приносит беспокойство, когда не совпадает с его собственным представлением; через попытку понять точку зрения других, даже если она противоположна его собственной; и через попытку настроить себя на ритм каждого, встретившегося на пути, и в чьём присутствии может заключаться урок, который следует усвоить.

Хазрат Инайат Хан пришёл к нам с посланием Духовной Свободы, открыв, таким образом, истинную природу духовности, как неотъемлемой свободы мысли и чувства. Другое великое учение нашего Мастера - это Единство Религиозных Идеалов, что освобождает от мыслей такого содержания как "моя религия", в противоположность "твоей религии". Религия нашего времени предназначена для того, чтобы стать религией сердца, и так как сердец в мире много, появляется множество религиозных идеалов, пришедших из одного источника, где пребывает мудрость и чистота. Когда двери храма сердца открыты, человек обнаруживает себя лицом к лицу с живым Богом внутри, что пробуждает смирение.

Послание Любви, Гармонии и Красоты, подобно Божественному потоку духовной эволюции, который устремляется вперёд через нашу повседневную жизнь, и это пробуждение к чистоте и мудрости является истинной сущностью того, что понимается под термином "Суфий".


Узнать больше о Послании