Музыка, Танец и Ритм
Хазрат Инайят Хан

1
Индийская музыка, называемая сангита, подразделяется на три вида: гайян - пение, вадан - исполнение, ниртан - танец; ибо вибрации принимают три формы выражения: голоса в пении, звука в исполнении (игре на инструменте) и движения в танце. Однако, пение считается основной частью сангиты.

Сангита в этих трех видах является частью индуистской службы, и даже в раю индусов есть исполнители, певцы и танцоры. В храмах Индии используют музыкантов и танцоров для игры, пения и танца. Может быть неожиданностью то, что танцор должен танцевать в храме, и путешественники на восток узнают, что в индуистских храмах музыканты и танцоры танцуют и играют в молитве Бога. В соответствии с нашим взглядом все вещи могут казаться нам высокими или низкими, достойными похвалы или нет. Так называемые религиозные люди, которые осуждают все приятные занятия, всегда называли танец грехом. Весь мир является проявлением Бога, и мы можем видеть Бога во всем. Музынты славят Бога своей музкой, художник и скульптор видят хвалу Бога в своих картинах, и танцоры тоже могут свои танцы посвящать славе Бога.

2
Слово танец было сильно унижено, потому что танцем занимались, главным образом, те, кто развлекался, кто сделал из него забаву, и мы видим, что когда что-то становится забавой, оно всегда вырождается.

Голос, выходящий из легких и живота, не может выразить себя полностью без костей головы, губ, зубов, языка, неба. Поэтому мы видим, что тело - это инструмент для образования звука. Когда дерево качается на ветру, каждый лист издает звук. Бриз один не может создать полного звука. Листья дерева шелестят и становятся инструментом для воздуха. Это показывает, что вся структура этого мира является инструментом звука.

Если при разговоре с вами я оставался бы неподвижным как статуя, мои слова оказали бы намного меньшее воздействие, чем при использовании жестов. Если человек говорит: "Уходи отсюда!" и не делает движения, его слова не будут иметь большой выразительности. Если он покажет рукой, они будут более выразительными.

В Индии ученик учится петь с жестами; они выступают как условные знаки и ведут его. Человек может подумать: "В качестве условных знаков нужен более надежный способ", но индийская музыка настолько сложна, что без изображения знаков ее вообще невозможно исполнить. Кроме того заполняются также интервалы, а движениями кистей и рук можно выразить и показать много легче, чем любыми написанными знаками.

Третья часть музыки - танец. Он не выдуман, это выражение через движение. Сам Махадева, величайший Аватар, танцевал. Если вы поете или играете для дервиша, он может начать двигать головой или руками.
Великий индийский поэт поясняет, каким должен быть певец: "У него должен быть хороший голос. Он должен знать раги и уметь исполнять их. Он должен быть мастером изящных движений. Он должен быть спокойным и искренним перед публикой. Он должен впечатлить ее".

Наша жизнь настолько заполнена, что у нас не находится немного времени, чтобы понаблюдать за животными. Если мы это делали, мы должны были видеть, что большей частью их языком является движение. Они мало говорят друг с другом, главным образом они выражаются через движение. Если вы зовете собаку, она тотчас начинает махать хвостом; она будет двигать всем телом, чтобы показать свою радость и любовь. Если вы разговариваете с собакой грубо, все ее тело выражает чувство вины. Если кошка довольна или злится, она тотчас выразит свои чувства движением.

Мы теряем много энергии, пользуясь речью. У древних рас мы видим, что движение рук, кивание головой заменяли слова во многих случаях.

Как только человек входит в помещение
,по его движениям, по походке мы видим, что он собой представляет, насколько он утончен. Если мы сравним лошадь за пять тысяч гиней с лошадью за пятьдесят гиней, мы увидим разницу в их движениях. Лошадь за пять тысяч гиней не учили как двигаться, но каждое ее движение грациозно. Мы также видим, что красота, данная павлину, вдохновила его на грациозные движения.

3
Танец - это нечто очень замечательное , содержащее в себе великое свидетельство мистицизма. Каждый из нас содержит в себе природу птицы и природу животного. Природа птицы - летать, природа животного -прыгать. Тигр может прыгнуть отсюда до верха стены. Если мы этого не можем делать, то вследствие пищи, питья, сна мы потеряли энергию для этого. Если человек сидит в кресле и, чтобы встать, он опирается на руки; затем во время еды, питья и сна он становится тяжелым; он не то, чем должен быть. Правильное правительство то, которое знает, что делает каждый управляемый. Наш ум управляет телом; каждый мускул, каждый атом тела должен быть под его управлением. Когда мы делаем движение вверх, всё должно подняться; когда мы поворачиваемся направо, всё должно повернуться направо; когда мы поворачиваемся налево, всё должно повернуться налево.

4
Движение - это смысл жизни, а закон движения - ритм. Ритм - это жизнь, скрытая в движении, и в каждом облике, оказывается, это привлекает внимание человека: от ребенка, котрому нравится движение погремушки, и который успокаивается от качания колыбели, до взрослого человека, любая игра которого, спорт или удовольствие, содержит ритм, скрытый тем или иным образом, будь то игра в теннис, крикет, гольф, будь то бокс или борьба. Также интеллектуальные развлечения человека, такие как поэзия и музыка (вокальная или инструментальная), содержат ритм как их истинный дух и жизнь. На санскрите есть высказывание, что тон есть мать природы, а ритм - ее отец.

Ритм создает экстаз, необъяснимый и несравнимый ни с каким другим источником вдохновения. Поэтому танец был самым обворожительным развлечением всех народов, как цивилизованных, так и первобытных, и скрывался точно так же, как святой и грешник.

Традиции индусов
считают самым священным письменным памятником мистическую легенду об их Господе Шри Кришне, танцующем с гопи. Она повествует, как Кришна, молодой очаровательный Господь индусов, проезжал среди жилищ пастухов, и каждая девущка под впечатлением его красоты и очарования просила его потанцевать с ней ночью в полнолуние. В ночь полнолуния собрались 16ОО гопий, и чудесный Кришна предстал перед каждой, как отдельный, и все они танцевали со своим возлюбленным Господом в одно и то же время.

В исламе существует традиция, где музыка, танцы, все забавы и легкие развлечения строго запрещены. В выходной произошел один случай, когда пророк позвал свою жену Айшу посмотреть на танец и послушать музыку нескольких уличных музыкантов. В это время его великий халиф случайно проходил мимо и был потрясен, увидев пророка, запретившего подобные вещи, который сам разрешил играть напротив своего дома. Когда он остановил исполнителей, указывая им на то, что это дом пророка, пророк Мухаммад предложил им продолжать, сказав, что сегодня выходной, и "Нет ни одного сердца, которое не отвечало бы на движение ритма".

Все люди обладаютсклонностью к ритму, сознательно или бессознательно. Западные нации выражают удовольствие хлопанием в ладоши. В знак прощания машут рукой, которая создает ритм.

Однако, вся тяжелая и трудная работа становится легче с помощью силы ритма. Эта мысль открывает мыслителю еще более широкую возможность для изучения жизни.

Ритм в любой форме
, будь то спортивная игра, игра на инструменте, развлечение, поэзия, музыка или танец, есть истинная природа всей конституции человека. Когда весь механизм тела работает в ритме, удары пульса, сердца, головы, циркуляция крови, голод и жажда - все обнаруживает ритм, а то, что называется болезнью, есть нарушение ритма.

Когда ребенок плачет, мать не знает, что его беспокоит; она берет его на руки и кладет на спинку. Это выравнивает циркуляцию крови, пульсации и весь механизм тела; другими словами, приводит тело в порядок и успакаивает ребенка. Колыбельные с похлапыванием, известные в той или иной форме во всем мире, излечивают ребенка от раздражительности, устанавливая ритм во всем организме.

Ритм играет наиважнейщую роль не только в теле, но и в уме. Смена радости на печаль, подъем и спад мышления, работа всего ума обнаруживают ритм; смущение и отчаяние возникают при отсутствии ритма в уме.

Слова "мыслящий" и "безрассудный" обозначают ритмичное и неритмичное состояние ума, а равновесие, которое является единственной поддерживающей силой в жизни, поддерживается ритмом. Работа дыхания, которое связывает ум и тело, ум и душу, заключается в поддержании ритма каждый момент, во время сна или бодрствования; вдох и выдох можно сравнить с движением и качанием маятника часов. Поскольку вся сила и энергия поддерживаются дыханием, поскольку дыхание является признаком жизни, а его природа - течь с левой и с правой стороны попеременно, все это доказывает, что ритм имеет самое большое значение.

Так как ритм у человека врожденный и поддерживает его здоровье, то от ритма зависят все дела человека в жизни; его успех и неудача, правильные и неправильные действия, - так или иначе все объясняется сменой ритма.

Острая наблюдательность выявляет, что вся вселенная является единым механизмом, управляемым законом ритма; подъём и падение волн, прилив и отлив, рост и убывание луны, восход и закат, смена времен года, движение земли и планет - вся космическая система и устройство всей вселенной управляются законом ритма. Циклы ритма, взаимопроникающие большие и малые, поддерживают естественный ход всего творения. Это демонстрирует начало проявления: движение возникло из неподвижной жизни, и каждое движение обязательно должно выразиться в двух аспектах. Как только вы двинете палочкой, одно движение создаст две точки: одна - его начало, вторая - его конец, одна сильная, другая слабая. Поэтому дирижер будет считать "раз, два"; раз, два: сильный акцент и слабый, одно движение с двумя разными результатами. Именно эта тайна скрыта в двойственности всех фаз и форм жизни. Причина, следствие и смысл всей жизни заключаются в ритме.
.


Библиотека