«МИСТИЦИЗМ ЗВУКА »

13 СЕНТЯБРЯ 2010г.
КАМЕРНЫЙ ЗАЛ ФИЛАРМОНИИ

100-летие культурной миссии Хазрат Инайят Хана
13.09.1910 – 13.09.2010г.г.
Мистицизм, моньеризм и минимализм в музыке.

Фото отчет по концерту предоставлен тут

П Р О Г Р А М М А:

1 отделение.

Хидайят Инайят- Хан „Invocation“ «Молитва» Для хора a Capella.

Хидайят Инайят- Хан Концерт для струнных. Опус 48 . Новосибирский струнный квинтет.

Хидайят Инайят- Хан Экзотическая песня. Для флейты и органа. Ксения Ушакова, флейта Наталья Багинская, орган

Хазрат Инайят Хан Фрагменты из балета “Шакунтала” Новосибирский струнный квинтет.

Хидайят Инайят Хан «Приглашение к молитве». Опус 53. Для соло сопрано, мужского хора и органа.



2 отделение.


Джезуальдо де Веноза.
Два маньеристических мадригала
“Io tacero`, ma nel silenzio mio le lacrime…” “Я замолчу… но в безмолвии моём слёзы…”
«Invan dunque, o crudele» «Я выпил времена как тёмное вино»


Арво Пярт (род. 1935)
«Cantate Domino»
Псалом 95.
«The Beatitudes» «Заповеди блаженства» (из Нагорной проповеди) Для смешанного хора и органа.


Филип Гласс.
«Жизнь вне равновесия»
из фильма «Коянискацци».
Для соло баса и органа .
Александр Калачев, бас. Наталья Багинская, орган.
Мелодия для саксофона №10
Заслуженный артист России Андрей Турыгин, саксофон.
«Openning» и «Truhmann sleeps»
Елена Артамонова, фортепиано
Мелодия для саксофона №12.
Заслуженный артист России Андрей Турыгин, саксофон.
„Vessels“ для хора, флейты и двух саксофонов,
из фильма «Коянискацци».
Герберт Калхофф. «Да не убоишься ты…»
Духовный концерт для сопрано и органа
Яна Мамонова, сопрано. Наталья Багинская, орган


Павел Карманов. «Душа моя» слова Е.Фанайлова
Для инструментального ансамбля и четырех сопрано.


Майкл Лоуренс Найман
«Взгляд на оптическую теорию»

из художественного фильма «Контракт рисовальщика»
Для инструментального ансамбля.


Исполнители:


Наталья БАГИНСКАЯ, орган
Яна МАМОНОВА, сопрано
Ксения УШАКОВА, флейта
Елена АРТАМОНОВА, фортепиано
Заслуженный артист России Андрей ТУРЫГИН, саксофон


НОВОСИБИРСКИЙ СТРУННЫЙ КВИНТЕТ
Лауреаты Международных конкурсов:
Оганес ГИРУНЯН, 1-я скрипка.
Александр КАЩЕЕВ, 2-я скрипка.
Илья ТАРАСЕНКО, альт.
Станислав ОВЧИННИКОВ, виолончель, тампур.
Виктор МУРАШОВ, контрабас.


Хоровой ансамбль «МАРКЕЛЛОВЫ ГОЛОСА».
Художественный руководитель - Игорь ТЮВАЕВ.
Солисты:
Александр КАЛАЧЕВ,
бас
Евгения ПАВЛОВА, сопрано
Дарья БОКАТАНОВА, сопрано
Наталья НОВИКОВА, сопрано
Алина КОЗЫРЬ, сопрано


Ансамбль ударных инструментов Новосибирского Академического симфонического оркестра
в составе: Дмитрий ХРАМОВ, Сергей НОХРИН, Станислав ТОРСКИЙ.
Руководитель - Заслуженный артист России Владимир СУРНАЧЕВ.


Ведет концерт Оксана ГЕРАСИМЧУК.



Мистицизм музыки.
«… В начале Творения, не было ни одного языка, подобного ныне существующим, была только музыка. …»
«Язык может быть назван упрощением музыки; музыка скрыта внутри него, подобно тому, как душа скрывается внутри тела. С каждым шагом к упрощению, язык терял определённую часть своей музыки. Изучение древних традиций открывает нам, что первые божественные послания были даны в песнях, как например Псалмы Давида, Песни Соломона, Гаты Зороастра и Гиты Кришны».
«… Музыка – это искусство искусств и наука наук; и она содержит в себе источник всего знания.
Каждое священное писание, священный образ или сказанное слово, создают своё отражение на зеркале души; но музыка предстаёт перед душой, не производя никакого впечатления от этого внешнего мира объектов, ни в имени, ни в форме, таким образом, музыка готовит душу к осознанию Бесконечности.
Понимая это, Суфий называет музыку Гиза-и-Рух, пищей души, и использует её в качестве источника духовного совершенства; так как музыка возжигает огонь сердца, и пламя, поднимающееся из него, освещает душу».

Из «Мистицизма звука» Хазрата Инайят Хана.


Маньеризм -(итал. manierismo - "вычурность"). Маньеризм — форма искусства, которая предполагает воспринимать мир как соединение загадочных и ясных явлений. Она объявляет относительным противоречие между телесным и духовным, природой и человеком, признает соседство науки и мистицизма. Этим термином в музыке (заимствованным из истории изобразительного искусства) иногда обозначают характерную для мадригалистов конца XVII - начала XVII в. тенденцию иллюстрировать отдельные детали словесного текста с помощью ярких эксравагантных эффектов (необычных гармонических последований и мелодических оборотов, резких диссонансов, внезапных пауз) в ущерб целостной музыкальной форме. Ведущими представителями М. в музыке считаются Вилларт, Роре и, прежде всего, Джезуальдо да Веноза, чьи произведения отличаются необычной гармонией, внезапной сменой темпа и яркой экспрессией. Среди популярных маньеристов: Джордано Бруно, Монтень, Сервантес, Шекспир, Кальдерон.

Википедия – свободная энциклопедия.


Минимализм — в музыкальном искусстве последних 36 лет, термин минимализм относится к музыке, для которой характерны некие общие черты: повторение (часто короткой музыкальной фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени) или состояние покоя (часто в форме гула, баса и протяжных звуков); акцент на консонансной гармонии; устойчивый ритм.
Яркими представителями минимализма в музыке являются Джон Адамс, Филип Гласс, Джон Кейдж, Майкл Найман, Вим Мертенс, Томас Ньюман, Арво Пярт, Терри Райли, Стивен Райх, Симеон тен Хольт.
Среди российских представителей минимализма — композиторы Владимир Мартынов, Антон Батагов, Алексей Айги, Василий К.

Википедия

БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ.


Хидайят Инайят-Хан,– сын великого индийского мыслителя и музыканта Хазрат Инайят Хана, родился в замечательной семье. Его великий дед Маула Бакхш основал в Бароде первую Музыкальную Академию Индии, и изобрел нотную систему, что позволило сохранить мировой культуре многое из музыкального наследия Индии.

Маула Бакхш пытался объединить два различных стиля индийской музыки – Хиндустани с севера и Карнатик с юга – в единую национальную индийскую музыку. Это также подразумевало своего рода единство религиозных культур того времени. Потому что музыкальный стиль Хиндустани был исламский, с мусульманского севера Индии, а музыка Карнатик была чисто индуистской традицией, она была музыкой браминов и имела ярко выраженный сакральный характер.

И поэтому Маула Бакхш всегда старался подчеркнуть эту сакральность музыки, как искусства, ведущего к близости к Богу.

Отец Хидайят Хана – профессор Хазрат Инайят Хан был величайшим певцом своего времени и прекрасным исполнителем на вине.

Обладая тонкостью и широтой восприятия, Хазрат Инайят Хан и восхищался современной цивилизацией, пришедшей с Запада, и очень ясно чувствовал опасности для общечеловеческих духовных ценностей.

Инайят Хан считал, что «Музыка стоит перед душой, не создавая никакого отпечатка, никакой формы, приходящей из этого внешнего мира, таким образом подготавливая душу к осознанию бесконечности».

Инайят Хан чувствовал, что музыка в таком мистическом значении, будучи также высочайшим искусством, - это универсальный способ эстетического приближения к мистическому осознанию жизни.

Хазрат Инайят Хан хотел добавить измерение души к жизни современного человека.

Это было его убеждением, и во имя этого убеждения он покинул Индию и в 1910 году отправился в путешествие по Западному миру, где, в сопровождении своих братьев, стал давать концерты индийской классической музыки.

Помимо музыкальных выступлений, Инайят Хан выступает с лекциями, где он объясняет свою музыку и отвечает на многочисленные вопросы, таким образом, появляются 13 томов его Лекций. 8 из них переведены и изданы в России, еще два тома готовятся к изданию.

В начале 20-х гг., поклонники его таланта, разделяющие его философские убеждения, организуют Международное Суфийское Движение, (www.sufimovement.ru) цель которого помочь человечеству и просто человеку в формировании гуманистического мировоззрения, в нравственном и духовном совершенствовании, что основывается на единстве религиозных Идеалов, свободе от догм и снятии национальных, религиозных противоречий. То есть в основание положен принцип: «Все люди - братья, весь мир - моя Родина, Истина - моя религия».

Таким образом, он закладывает фундамент новой идеи единения людей, принадлежащих разным культурам и религиям, идеи «единения, которое является основанием всего сущего».
Хидайят Инайят-Хан родился в Париже в 1917 году. Хотя он вырос в атмосфере восточной музыки, он получил и блестящее западное музыкальное образование. Он, прекрасный скрипач и дирижер, учился композиторскому искусству у легендарной Нади Буланже.

Композиторский стиль Хидайят Инайят-Хана наилучшим образом можно описать как сочетание систем восточных раг и западных полифонических структур, где он отваживается, насколько возможно, следовать основным принципам западного музыкального анализа, в то же время добавляя волшебный аромат восточной раги.

В западной музыке существуют три основных лада, посредством которых произошли все гармонические концепции, в то время как на Востоке музыка ограничена определённым количеством специфических раг, структура которых неизменна и священна.

По классическим канонам Рага состоит из двенадцати нот, а в некоторых случаях только из пяти. Эти группы нот, которые иногда представляют мелодическую вариацию в своей нисходящей или восходящей линии, в большинстве своём характеризуются «Тоническим ударением» первой ноты в этой серии. Эта определённая нота очень сильно выделяется в течение всего произведения или через повторение, или как сопровождение, или через то и другое одновременно.

Эти же группы нот также имеют «Доминанту», называемую Королевской Нотой или «Вади», которая выделяется в мелодической линии. Все остальные ноты, участвующие в Раге, называются «Анувади», что означает созвучные тоны. Те ноты, которые не включены в Рагу, называются «Вивади», означающие диссонирующие тоны. Существует также «Консонант», называемый «Сандави», который играет особую роль в мистическом развитии ме-лодии. Термин Рага, который в основном переводится как «Мелодическая формула», в действительности более сложен, чем просто особенная тональность, как это часто выражается в западной музыке. На самом деле значение слова Рага это «Эмоция» и символизирует последовательность звуков, исполненных с целью пробуждения особого состояния, которое можно объяснить выражением «Настрой Сердца». В Восточной Музыке существует основное ограничение для определённого количества специальных Раг, Классический трактат описывает семьдесят две основные Раги, структура которых неизменна и потому священна, в противоположность Западной концепции гармонической структуры, основанной на разнообразии модуляций.

Термин «Монотония» или «Однозвучие», по воззрениям восточных мудрецов - это единственный звук, звук-Первопричина, Первооснова всего; вся музыка выходит из одного звука, из одного Звука разворачивается вся Вселенная.

Хидайят написал более шестидесяти композиций, среди которых несколько для оркестра. «Поэма в Фа» (опус 50) в первый раз исполнялась в 1952 году в Нью-Йорке, а позднее транслировалась по радио Хильверсум в Голландии Нидерландским филармоническим орекстром под руководством Жана Фурнэ. «Монотония» была написана в нескольких версиях. Версия для оркестра (опус 13) была исполнена в 1969 Филармоническим Оркестром Северной Голландии и впервые транслировалась по радио в 1971 году. «Балет Ритуэль» транслировался впервые в 1952 году по Радио Хильверсум, Голландским Филармоническим радио, под руководством Жана Фурнэ. «Симфония Ганди» (опус 25) была посвящена Махатме Ганди по случаю столетия со дня его рождения. Эта симфония транслировалась по радио во всём мире в 1972 году. «Симфония Зикр» (опус 26) впервые исполнялась в 1957 году в Париже. «Симфония Послания» (опус30) транслировалась впервые в 1977 году Филармоническим Оркестром Мюнхена, под руководством Генри Арендса. «Симфоническая Поэма Вирджиния» (опус 44) впервые исполнялся в Линчбурге, Вирджиния в 1973 году, дирижёр Вильям Ярборо, а транслировалась по радио впервые в 1974 году в Штудгарте, дирижёр Франс Аллерс. В 1975 году эта симфоническая поэма транслировалась по радио Хильверсум, дирижёр маэстро Дриуизен.

Кроме симфонических трудов, Хидайят написал хоральные композиции, суфийские песни и гимны, камерную музыку. Музыка Хидайят Инайят-Хана исполнялась во всем мире. В России премьера его произведений состоялась 10 июня 2003 г. в Большом зале Новосибирской консерватории. В исполнении сопрано Айгуль Бралиновой и органистки Натальи Багинской и Новосибирского струнного квинтета, под руководством Станислава Овчинникова, впервые в России, прозвучала музыка, органично синтезировавшая дух двух цивилизаций – Востока и Запада. Сакральные индийские раги, некоторым из которых более пяти тысячелетий, стали известны западному миру только в ХХ веке. Хидайят Инайят-Хан очень уважает и любит русскую культуру, для него этот концерт - большая радость.

В музыке «маньеристским» считается, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Характерна экстравагантная тематика исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма. Духовное начало в маньеризме было поддержано и развито в рамках сакрального барокко.

Википедия

Арво Пярт (эст. Arvo Part; 11 сентября 1935, Пайде, Эстония) — современный эстонский композитор, работающий в эстетике, близкой к минимализму.
Окончил Таллинское музыкальное училище. В 1957 закончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Х. Эллера. К 1968 г. работал звукорежиссером Эстонского радио. С 1964 года Пярт впервые использует в своих произведениях технику коллажа. Приблизительно в это же время в его музыке начинают прослеживаться религиозные мотивы. В 1979 Пярт эмигрирует из СССР. Живет сначала в Вене, где подписывает договор из Universal Edition, а затем, благодаря стипендии DAAD, оказывается в Берлине, где живет и пишет произведения для клавишных инструментов, инструментальных составов, вокальную и хоровую музыку. Принял православие, крещён под именем Арефа; по утверждению архиепископа Илариона (Алфеева), на творческое и личное мировоззрение Пярта значительно повлияло общение с архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником и биографом преподобного Силуана[1]. Зрелое творчество Пярта относят к так называемому сакральному минимализму (Х. Гурецкий, П. Васкс, Дж. Тавенер, Ж. Ленц), а также сближают с новой консонантной музыкой.                                                                 Википедия

  Фи?лип Гласс (род. 31 января 1937, Балтимор) — америкаский композитор, основатель стиля минимализм. В молодости сотрудничал с индийским  композитором Рави Шанкаром, который стал его учителем и повлиял на всё дальнейшее творчество. Приобрёл всемирную популярность в 1983 году после создания саундтрека к первому фильму трилогии  Годфри Реио «Коянискацци», «Повакацци», «Накойкацци». Также известен своей ранней  оперой «Эйнштейн на пляже» (пост. в 1976 г. Робертом Уилсоном) и многочисленными звуковыми дорожками к таким  американским фильмам,  как «ШоуТрумена» , «Часы», «Кэндимен» , «Иллюзионист» и минималистическими работами «Music in twelve parts», «Music with changing parts», а также музыкой, написанной для церемонии открытия Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе.
В 1968 году Гласс основал группу Philip Glass Ensemble, для которой он по сей день пишет музыку и играет на клавишных инструментах.

     Джон Тавенер (англ. John Tavener, 28 января 1944, Лондон) — английский композитор.
Прямой потомок композитора и органиста Джона Тавернера (ок. 1490—1545). Закончил Хайгейтскую школу и Королевскую Академию музыки. В 1977 принял православие, присоединился к Русской православной церкви.
Раннее творчество Тавенера складывалось под влиянием Стравинского и Мессиана, его зрелую манеру часто сопоставляют с музыкой Пярта и Гурецкого. Помимо православия испытал влияние индуизма, ислама, современной мистики                                                                                                                (Ф. Шуон).

   Павел Карманов  (Москва) - известный современный композитор родился в 1970 году в городе Братске Иркутской области в семье музыкантов. Начал писать музыку  с 5-летнего возраста. Окончил Центральную музыкальную школу в 1988 и Московскую консерваторию в 1995 году. Сочиняет музыку в разных стилях – от "сериальной" и "сонористической" до "псевдобарокко". С начала 90-х увлечён эстетикой поставангарда и "минимализма". Музыке Павла Карманова присущи тональная определенность, импрессионистский колорит, лаконичность формы, оригинальное преломление мировой поставангардистской практики, использование любых современных стилей, а также различных аудиовизуальных эффектов в концертном исполнении. Сочинения Павла Карманова исполняются в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в Доме композиторов, в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, на концертах и фестивалях в разных городах мира.
Музыка Павла Карманова приятна на слух, нежна и красива. Все как-то давно уже привыкли, что современная музыка должна быть дискомфортна и деструктивна. Но, оказывается, для передачи внутренних состояний есть самые разные пути и варианты — Карманов выбирает гармонию. — «Моя музыка — зеркало того, что у меня внутри, моего позитивного отношения к людям, публике, окружающему миру.
Несмотря на то что мир, в котором мы живём, жесток, зол, загрязнён и полон абсурдного, я не уверен, что нужно продолжать линию мейнстримового авангарда, всё это иллюстрирующего, так как негативного и без того много вокруг, оно буквально врывается в жизнь каждого в том или ином виде».                                                                                                                
Википедия

     Майкл Лоуренс Найман ( р. 23 марта 1944, Лондон) — известный английский композитор-минималист, музыкальный критик и теоретик. Получил широкую известность благодаря своей музыке к фильмам Питера Гринуэя. С 1961 по 1964 год учился в лондонской Королевской академии музыки. Изучал музыковедение в Королевском колледже. В качестве музыкального критика сотрудничал с журналами «The Spectator», «The Listener» и «The New Statesman». В 1974 году опубликовал книгу «Экспериментальная музыка: Джон Кейдж и после него». С 1976 года началось сотрудничество композитора с кинорежиссёром Питером Гринуэем, принёсшее Найману мировую известность. Минималистичная, подчас монотонная музыка Наймана к фильмам Гринуэя (в том числе «Отсчёт утопленников», «Книги  Просперо», «Повар, вор, его жена и её любовник») стала неотъемлемой частью этих картин. Примеры других работ Наймана в кино — музыка к фильмам «Гаттака» Эндрю Никкола и «Пианино» Джейн Кэмпион. В 1995 г. создаёт новое музыкальное оформление к этапному немому фильму Дзиги Вертова — «Человек с киноаппаратом» (1929). Последняя на нынешний день работа Наймана в кино — музыка к нашумевшему фильму Рэя Лориги о жизни Святой Тересы «Тереса, тело Христово» (2007).


     1 отделение.

      „Invocation“  «Молитва»  (опус 39). 

Произведение  с восточным колоритом, вдохновленное мелодией молитвы великого дедушки Хидайята, Маула Бакхша. Первая и последняя части основаны на пятизвучной раге, а средняя часть - на двенадцатизвучной раге.

 

Концерт для струнных (опус 48)
Первая часть.
Это смелый инструментальный вызов с большим разнообразием динамики и сложных тематических элементов, вовлечённых в мелодический поток, которые незаметно образуют скрытую гармоническую структуру, основанную на классических принципах, в то же время создавая экзотическую атмосферу. Первая часть написана в сонатной форме с экспозицией, разработкой и репризой, завершающейся кодой.
Вторая часть.
Это короткое скерцо, иллюстрирующее процессию, начинающуюся со строгого порядка. По мере развертывания, музыка становится все более экспрессивной и завершается в финальной драматической секвенции на фортиссимо, когда процессия достигает своей цели, приводящей человека к порогу  «Духовного Храма», где разворачивается третья часть.
Третья часть. (Монотония).
Эта композиция посвящается сестре Хидайята, Пирзади Нуруннисе Инайят Хан, которая трагически погибла во время Второй Мировой Войны. В честь её героической работы в сопротивлении в качестве радистки, она была посмертно награждена «Крестом «За боевые заслуги» в Париже в 1946 году и  «Георгиевским Крестом» в Лондоне в 1949 году.
Эта аранжировка «Монотонии» написана на основе классической песенной формы и передает различные эпизоды медитативного призыва.  Часть А начинается с «призыва к молитве» в исполнении альта, далее следует «молитвенная процессия». Следующая часть Б является фактической молитвой с различными тематическими элементами, переходящими в фугато на тему раги, без преобладания гармонической модуляции. Эта часть достигает кульминации в  аппассионато, представляя «победу» над собой, выраженную акцентированными классическими  гармоничными аккордами. Заключительная часть – это возврат к части «А» с первых ее тактов, далее следует кода, которая является выражением внутреннего медитативного призыва. Хидайят называет это произведение музыкальной попыткой найти точку соприкосновения между восточной и западной концепциями гармонической структуры.
Четвёртая часть.
Четвёртая часть этого Концерта составлена из пяти танцев в индуистском стиле, время от времени сменяющихся вариациями тематических элементов, которые являются воспоминанием о мелодиях, услышанных в предыдущих частях. Кода, вдохновлённая темой Монотонии, заканчивается безмятежностью и покоем.

Экзотическая песня (опус 19).
Композиция этой суфийской песни вдохновлена рагой, в которой отец Хидайята Хазрат Инайят Хан обычно пел Призыв в начале своих лекций в первое время своей миссии на Западе. Оригинальная  партия органа, обогатившая партитуру этого произведения колоритными мелодическими фигурациями,  придает неповторимый восточный аромат всей пьесе.

О балете «ШАКУНТАЛА»
С постановкой этого балета связана одна интересная и таинственная страница пребывания Инайят Хана в России. Именно здесь должна была осуществиться одна очень важная мистическая идея Инайят Хана. Эта идея заключалась в том, чтобы поставить балет(скетч) "Шакунтала" по драме известного индийского средневекового драматурга Калидасы. Это история о прекрасной девушке по имени Шакунтала, которая была дочерью отшельника и райской девы. Однажды в лесу ее повстречал царь Душанти и, плененный красотой девушки, он подарил ей кольцо и обещал на ней жениться. Но Шакунтала в беспечности теряет кольцо, и тогда царь забывает ее. Девушка решает принести себя в жертву богу Шиве перед алтарем, но Шива, не приемля жертвы, восстанавливает память царя. Душанти является в лес и сдерживает обещание жениться на Шакунтале.
Если рассмотреть сюжет пьесы с символической точки зрения, а Инайят Хан был мастером символа, то можно увидеть в образах Шакунталы и Душанти взаимоотношения народа и царя как его правителя. Следуя символике пьесы, мы видим, что царь как бы "забывает" свой народ, и тот решает принести себя в жертву. Не похож ди этот сюжет на ситуацию в России 1914 года? Инайят Хан, как истинный суфий, имел дар предчувствия и знал, что Россия движется к войне, знал он, видимо, и то, что для России войны можно избежать. Позже он вспоминал: "Всюду можно было увидеть портреты царя и царицы, которые содержались с большим почтением, они были священны для людей. Императору приписывался почти религиозный идеал, как если бы он был главой Церкви. Когда люди видели царя с царицей, проезжающих по улице, у всех был почти религиозный подъем…. Но как же скоро вслед за этим они пошли демонстрациями по улицам, на каждом шагу разбивая эмблемы царизма. Им потребовалось мгновение, чтобы изменить свое верование". Почему? Вывод Инайят Хана таков: "Потому что это была не личная, а массовая вера". В балете царь и его возлюбленная находят гармонию между собой благодаря искреннему обращению Шакунталы к Богу, но в России, в реальной, не символической, этого не произошло, народ не обратился к Богу, и гармония была утрачена на многие годы.
Как философ, мистик, артист он видел, что Европа катится к войне, видели это и его новые друзья и ученики, они хотели предупредить царя, но не напрямую, а косвенно, посредством искусства, через символ, через знак. Инайят Хан зашифровывает,  вкладывает в музыку свое "Послание" - "послание любви, гармонии и красоты", он передает его не в словах, а через состояние, дух, идею опасности вражды, раздоров, несправедливости так, чтобы "Послание" прошло в сознание царя и, возможно, оттолкнуло бы его от участия в войне. Для организации этого действа Инайят Хан с братьями выезжал в начале мая в Петербург, там, на одной из небольших театральных сцен, предполагалась постановка балета. Сергей Львович Толстой брался пригласить Императора с Императрицей. Но, очевидно, финансовые проблемы и отчасти нерасторопность друзей привели к тому, что спектакль с весны 1914 года был перенесен на осень, а осенью, как известно, уже было поздно: в августе началась Первая мировая война. Видя невозможность осуществления своих планов, Инайят Хан вместе с братьями покидает в конце мая Петербург и направляется в Париж на Международный Музыкальный Конгресс, где он должен был представлять индийскую музыку.

«Приглашение к молитве»,  Опус 53
«Хвала Тебе, не имеющему имени и формы,
божественному свету нашей совести,
отражающему наши сердца и души,
источнику радости и надежды.
Направляй наши шаги – наши нерешительные шаги!
О, почему ты исчезаешь сразу же когда появляешься?
Оставляя в темноте наши печальные сердца.
Но потом ты являешься снова, как чудо
В любое время, сейчас и снова… или когда?»

 

 

2 отделение.
Джезуальдо де Веноза
2 маньеристических мадригала

“Io tacero`, ma nel silenzio mio le lacrime…”
(“Я замолчу… но в безмолвии моём слёзы…”)
Я замолчу…
Но в безмолвии... слёзы…
Ты знаешь... я не хочу...
Развеять словом... грёзы…

Я замолчу…
Но тишина тебе расскажет,
Как сильно... я люблю…
Она… всё скажет….

Я замолчу…
И даже если на пути,
Идущем от тебя, умру…
Не скроет смерть... слова любви…

Я не хочу...
Узреть твои страданья,
Когда прекрасной птицей прилечу...
В твой дом... былого расставанья…
Узреть тебя в слезах
Я... не смогу…

«Invan dunque, o crudele»
(«Я выпил времена как тёмное вино»)
Я выпил времена как тёмное вино, 
Где цвет лаванды горькой растворился
Под пеленой свинцовых отражений воплотился,
Что разошлись по влаге от дыханья моего… 
И виолатум в мраморные поры
Проник, пролившись пред грозой…
Творенье тишины вновь созерцают горы,
И яростный поток ветров
Ждут с края чаши неба 
Упавшей в море предо мной. 

Арво Пярт
«Заповеди блаженства» (из Нагорной проповеди)
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески
неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:
так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.»   (Евангелие от Матфея, 5-я гл.)
Псалом 95
1. Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2. пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3. возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4. ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5. Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил.
6. Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его.
7. Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8. воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9. поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10. Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что
наполняет его;
12. да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные
13. пред лицом Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей.

 

Павел Карманов.                 «Душа моя» слова Е.Фанайлова  

«Душа моя глаза открывает,
Ждет, чего не бывает
Избранного называет,
Светится, как звезда
Душа моя дождалась посла
Она лежала на дне морском
Под толщей египетского песка,
И он скрипит на зубах певца
Но, как тогда
Душа моя глаза открывает,
Отводит ладони от лица,
Себе видения вызывает
И навсегда
Теперь она станет легка и тверда
Наконец она обняла Отца.»