Библиотека.
"Призрак"
Хазрат Инайят Хан

(перевод А.Белявского)

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ПРИЗРАК (назван так людьми, не знавшими его. Мудрец)

КОРОЛЕВА

СПЕКУЛЯНТ

МОДЕРНИСТ

ВЛЮБЛЕННЫЙ

ЛЕДИ

ВОСЕМЬ ЧЕЛА

КАНДИДАТ

ДВА ПОЛИЦЕЙСКИХ

ГУВЕРНАНТКА

ГВАРДЕЕЦ

ПРИНЦ

ДВА ДВОРЯНИНА

ДВА БРАМИНА

СЕМЬ ПРИДВОРНЫХ

ТАНЦОРЫ

 

АКТ 1.

Сцена 1.

Караван-сарай. МОДЕРНИСТ сидит на стуле, читая газету. Входит СПЕКУЛЯНТ и направляется к МОДЕРНИСТУ.

СПЕКУЛЯНТ. Какой сегодня обменный курс?

МОДЕРНИСТ (смотрит на него, а затем снова в газету). Я еще не дошел до этого.

СПЕКУЛЯНТ. Так что же ты читал? Это ведь первое, что нужно читать. Вчера денежный курс понизился, и я получил прибыль. В другой день я купил несколько акций, которые продал и получил в четыре раза большую сумму.

МОДЕРНИСТ. Меня не интересуют спекуляции, я смотрю, что пишут газеты о новом Кабинете министров, который должен быть сформирован. Мне любопытно, кого изберут в парламент. Если Лейбористская партия получит большинство, политика изменится, условия жизни улучшатся.

СПЕКУЛЯНТ. Мне совершенно безразлично, какая партия выигрывает, а какая проигрывает. «Боже, спаси наш хлеб». Что меня заботит, так это изменения на денежном рынке. Какая разница, если одна партия придет, а другая уйдет? С правительством всегда так.

(Входит ВЛЮБЛЕННЫЙ)

ВЛЮБЛЕННЫЙ. О, о, она никогда обо мне не заботилась. Она никогда меня не любила. Теперь я понимаю, как она меня использовала… Никогда не думал, что она может быть такой бессердечной. День за днем я следовал за ней, и ночь за ночью я мечтал о ней. Я думал о ней каждое мгновение… Если я говорил, то говорил о ней… Женщина, женщина! Я хотел бы умереть!

СПЕКУЛЯНТ (бросается к нему). Что с тобой случилось?

ВЛЮБЛЕННЫЙ. О, это она, это она всему причина! Теперь мне ничего не нужно – зачем мне жить дальше?

СПЕКУЛЯНТ. Болван, подумай о чем-нибудь еще. Если ты получишь деньги, у тебя будет все.

ВЛЮБЛЕННЫЙ. Я обманут… Жизнь не удалась.

СПЕКУЛЯНТ. Ты что, потерял деньги? Ты банкрот? Как тебя обманули?

ВЛЮБЛЕННЫЙ. Нет, моя единственная любовь изменила мне.

СПЕКУЛЯНТ. Делай деньги, и мир будет твоим. Нет смысла умирать только потому, что женщина отвернулась от тебя.

ВЛЮБЛЕННЫЙ. Любовь моя, любовь моя!

СПЕКУЛЯНТ. Люби деньги, единственный объект, достойный любви.

ВЛЮБЛЕННЫЙ. Никогда в жизни я не думал о деньгах. Я жил только ради любви.

СПЕКУЛЯНТ. Как ты глуп! Если ты не научился преуспевать в этом мире, ты потратил жизнь зря. Время – деньги. Если у тебя есть деньги, ты привлекателен для всех, если ты бедняк, никому до тебя нет дела. (Идет к МОДЕРНИСТУ).

МОДЕРНИСТ. Что случилось с тем парнем? Он болен от любви? Хи-хи!

СПЕКУЛЯНТ. У него воспаление сердца. Ха-ха-ха!

МОДЕРНИСТ. В наши дни наука доказала, что любовь – это конвульсии мозга.

(Входит модно одетая ЛЕДИ).

ЛЕДИ (говорит сама с собой). Ненавижу. Ненавижу вид женщины. Ничего не имею против мужчин.

СПЕКУЛЯНТ (смотрит на нее с удивлением).

ЛЕДИ. Отведи свой дурной глаз, уродец!

СПЕКУЛЯНТ. Что ты сказала?

ЛЕДИ. Почему ты смотришь на меня? Как ты смеешь смотреть на меня? (Обращаясь к МОДЕРНИСТУ) Почему вы опустили голову? Почему вы не смотрите на меня? Вы оскорбляете меня! Разве я одета не по последней моде?

МОДЕРНИСТ (поднимает и опускает глаза).

ЛЕДИ. Отвратительно. (Садится).

МОДЕРНИСТ (бросает на нее косой взгляд, потом опускает глаза, шепчет). Глупая женщина!

(Входит МУДРЕЦ, очень просто одетый. Он ни на кого не смотрит, но присаживается отдохнуть. Все остальные смотрят на него, изумленные).

СПЕКУЛЯНТ. Кто это?

МОДЕРНИСТ. Чудак.

СПЕКУЛЯНТ. Что ты сказал?

МОДЕРНИСТ. Чудак. Тот, кто бродит повсюду без толку. Только теряет время.

ЛЕДИ (смеется, глядя на него). Призрак!

СПЕКУЛЯНТ (обращаясь к МОДЕРНИСТУ). Я думаю, в этом человеке что-то есть. Никогда не знаешь. Иногда такие люди могут предсказать судьбу.

МОДЕРНИСТ. Нонсенс!

СПЕКУЛЯНТ. Ладно, пойду и поговорю с ним, посмотрим, что он скажет. (Он идет направо и здоровается с ним. МУДРЕЦ, погруженный в свои мысли, не замечает его. Он идет в другую сторону, подмигивает МОДЕРНИСТУ и здоровается с ним. МУДРЕЦ по-прежнему занят своими мыслями. Тогда СПЕКУЛЯНТ останавливается прямо перед ним и здоровается еще раз. МУДРЕЦ кивает в ответ).

СПЕКУЛЯНТ (садится). Извини, что спрашиваю, но мне кажется, что такие люди, как ты, могут многое сказать. Как ты думаешь, денежный курс поднимется или упадет?

МУДРЕЦ. То, что поднимется, должно будет упасть, а то, что упадет, должно подняться. Подъем и падение естественны для жизни. Нет постоянного подъема или вечного падения. За всем этим есть реальность, которая устойчива и надежна.

СПЕКУЛЯНТ (закрывает один глаз и чешет голову). Ладно, ты можешь мне сказать, получу я прибыль на следующей неделе?

МУДРЕЦ. Есть только одна прибыль, к которой стоит стремиться. Эта прибыль – добыть то, что никто не сможет забрать у вас.

СПЕКУЛЯНТ (крутит пальцем у виска). Спасибо. (Смеясь, идет к ЛЕДИ, сидящей там же). Где ты достала такое дорогое ожерелье? (дотрагивается до ожерелья).

ЛЕДИ (бьет его по плечу). Пошел вон! Не трогай мое ожерелье своими неуклюжими руками. У меня много колец и ожерелий. Я – леди. Как ты смеешь трогать мое ожерелье? Не можешь разговаривать на расстоянии? Держись своего круга.

СПЕКУЛЯНТ (вращает глазами и отступает, потирая плечо).

МОДЕРНИСТ. Что он сказал?

СПЕКУЛЯНТ. Кто? Та забавная леди?

МОДЕРНИСТ. Нет, нет, тот странный человек.

СПЕКУЛЯНТ (смеется). Он много мне сказал, но я не понял ни единого слова. Он совсем не здесь, похоже, он витает в небесах. Когда я спрашиваю его о юге, он отвечает мне о севере.

МОДЕРНИСТ. Дай-ка я пойду и послушаю, что он говорит. (Подходит ближе к МУДРЕЦУ, здоровается и садится). Позвольте задать вам несколько вопросов.

МУДРЕЦ (смотрит на него).

МОДЕРНИСТ. Я полагаю, вы не интересуетесь текущей политической ситуацией? Но мне хотелось бы знать, что вы думаете. Лейбористская партия выиграет выборы?

МУДРЕЦ. Какая бы партия не пришла к власти, это определенно исполняет закон свыше. Разные партии отличаются в наших глазах, но есть Его Воля, которая исполнена, и Его Воля, которая будет исполнена. Когда мы отдаем предпочтение одной партии перед другой, это наша ограниченность. Люди делят себя на партии, но нужно видеть, что за всеми различными партиями есть единое совершенное целое, вершащее свою судьбу к исполнению цели жизни.

МОДЕРНИСТ. Что вы думаете о том великом зле, что причинили народу те, кто находится сейчас у власти?

МУДРЕЦ. Те, кто хочет достичь лучших условий, сражаясь со всем, что плохо, часто делают еще хуже. Чем больше партий – тем больше дисгармония. Это разделяет целое на части. Единство – вот чем достигается цель жизни.

МОДЕРНИСТ. Но что вы думаете о людях, владевших богатством и высоким положением на протяжении поколений, лишая других людей этого?

МУДРЕЦ. Вы правы. Каждый человек должен иметь шанс достигнуть всего, что хорошо и достойно затраченного труда. Но есть два пути достижения. Один путь – захватить, а другой путь – заслужить. Один заслуживает, будучи достойным, другой – захватывает, не будучи достойным. Должна быть взаимная доброжелательность со стороны тех, кто чем-то владеет, и тех, кто не владеет. Те, кто не владеет, должны стать достойными и заслужить. Те, кто владеет, должны идти на все возможные жертвы для того, чтобы каждый человек в мире получил свой шанс на благосостояние и процветание в жизни. Недостойный, захватывая, никогда не сможет насладиться и воспользоваться своим владением сполна. Для того, чтобы владеть и наслаждаться чем-либо, нужно быть достойным и заслужить это.

МОДЕРНИСТ. Вы думаете, можно вызвать чувство взаимной доброжелательности среди людей высокого положения без жестких мер?

МУДРЕЦ. Каждая боль и вред, причиненные другому, возвращаются. Каждое легкое разрушение приводит к еще большему разрушению. Человек рожден с чувством справедливости в своем глубочайшем бытии. И если только предложение появляется перед ним, рано или поздно он должен ответить на него. Непричинение вреда – принципиальная позиция религии. Дисгармония вызывает еще большую дисгармонию, гармония приводит к миру.

МОДЕРНИСТ. Благодарю вас. Я подумаю об этом. (Поднимается и уходит).

СПЕКУЛЯНТ. Что этот парень сказал тебе?

МОДЕРНИСТ. Он не говорит на моем языке. В то время, как мы думаем о борьбе, он думает о мире.

СПЕКУЛЯНТ. Ну, а теперь я немного повеселюсь. Я отведу эту леди к тому парню и посмотрю, что он скажет. (Идет к ЛЕДИ и берет ее за руку). Пойдем, старушка, если хочешь узнать свое будущее.

ЛЕДИ (бьет его по руке и отталкивает). Почему ты трогаешь меня, грубиян? Не можешь держаться на почтительном расстоянии? ... Он предскажет мое будущее?

СПЕКУЛЯНТ. Да, предскажет.
ЛЕДИ. Я пойду.

СПЕКУЛЯНТ (подводит ее к МУДРЕЦУ). Эта благородная леди хочет поговорить с тобой.

ЛЕДИ. Вы прочитаете мое будущее по руке?

МУДРЕЦ. Нет, мадам, я не предсказываю будущее.

ЛЕДИ. Нет? Они все говорят, что вы можете предсказать будущее. Не могли бы вы это сделать для меня? Я – несчастная женщина.

МУДРЕЦ. Почему вы несчастны, мадам?

ЛЕДИ. Неприятности дома. Слуги в наши дни стали такими небрежными, независимыми и грубыми, что не приходится ожидать от них ничего, выполненного как следует.

МУДРЕЦ. Мадам, это феномен нашего времени. Это сезонная погода. Лучшее, что можно сделать, это принимать каждого таким, каков он есть, и знать, что он не может быть другим. Цените все, что он может сделать и закрывайте глаза на все, что он не делает. Нужно быть добрыми с теми, кто зависит от вас. Одной только добротой можно сдвинуть горы.

ЛЕДИ (вытирая глаза). Кроме слуг, даже мои друзья отвернулись от меня. Однажды я подумала, что могу довериться подруге и положиться на нее. На следующий же день эта особа предала меня. Я так разочаровалась в людях, что сейчас уже не знаю, кого можно назвать другом.

МУДРЕЦ. Мадам, не ожидайте слишком много от друзей. Почему они должны быть такими, какими вы хотите? Не слишком важно, достоин ли ваш друг быть вашим другом.  Что действительно важно, достойны ли вы быть его другом.

ЛЕДИ. Нет, я даже смотреть не хочу на друзей, которые однажды отвернулись от меня. Даже мой муж мне несимпатичен.

МУДРЕЦ. Как же вы поступаете?

ЛЕДИ. Я очень часто говорю ему это.

МУДРЕЦ. В этом вы вся. Вместо того, чтобы раздувать огонь в его сердце, вы льете на него воду.

ЛЕДИ. Сейчас мое сердце закрыто.

МУДРЕЦ. Разве ваше сердце – не вы сами? Или это дверь, которая заколочена и не может быть открыта?

ЛЕДИ. Когда он возвращается домой с работы, он холоден, словно кусок льда.

МУДРЕЦ. Мадам, лед мгновенно тает от жара. Если ваше сердце горит любовью, пылает преданностью, никакой лед не устоит. Мадам, не допускайте даже мысли обо всем, что кажется вам нежелательным. Лучший способ исправить неправильное – это взглянуть на него в правильном свете. Мы сами – причина нашего несчастья, и мы сами, если нам довелось узнать ключ к жизни, можем найти счастье.

ЛЕДИ. Спасибо, все это слишком возвышенно для меня. Я ухожу.

СПЕКУЛЯНТ. (Идет за ней так, словно хочет обнять ее за талию. Она отталкивает его локтями, он идет за ней с растопыренными руками, на полусогнутых ногах, словно защищая ее).

ВЛЮБЛЕННЫЙ. Любовь моя, любовь моя, я хочу умереть. (ЛЕДИ и двое мужчин бросаются к нему).

СПЕКУЛЯНТ. Давайте отведем его к Призраку – скажем, что здесь есть предсказатель, и нам нужно узнать его будущее. (Он ведет его к МУДРЕЦУ). Этот человек болен от любви, он сказал, что обманут и его сердце разбито. Мы не можем найти, где разбросаны осколки его сердца.

МОДЕРНИСТ. А теперь мы оставим его рассказывать вам историю своей любви. (Обращаясь к остальным) Давайте выйдем из караван-сарая.

(МУДРЕЦ и ВЛЮБЛЕННЫЙ остаются одни).

ВЛЮБЛЕННЫЙ. Пожалуйста, дайте мне что-нибудь, от чего я мгновенно умру.

МУДРЕЦ. Почему ты хочешь умереть?

ВЛЮБЛЕННЫЙ. Я обманулся в любви. Она бросила меня. Теперь мне незачем жить… Я хочу умереть.

МУДРЕЦ. Как же ты обманулся в любви? Любовь – единственное, что есть в жизни. Ведь любовь – это все, что есть. Любовь живет, а все умирает. Если все изменило тебе в жизни, любовь тебе не изменит. Наверное, ты не понял значения любви. Любовь, которая зависит от ответа возлюбленной – хрома, она не стоит на своих ногах. Любовь, которая пытается владеть возлюбленной – без рук, она никогда не сможет ее удержать. Любовь, которая не заботится об удовольствии и неудовольствии возлюбленной – слепа. Любовь, которая требует и самоутверждается – мертва. Если у тебя есть любовь – у тебя есть все. Что еще желать? Выучи, мой мальчик, что такое любовь, прежде чем называть себя влюбленным.

ВЛЮБЛЕННЫЙ. Так что же мне делать? Я – самый несчастный. Жизнь невыносима.

МУДРЕЦ. Твое несчастье возникает из жалости к себе. Любовь – это не удовольствие и не боль, она – и то, и другое. Если это боль, то она также нежна, как удовольствие. Если это удовольствие, то оно также глубоко, как боль. Любовь – это лестница, по которой ты достигаешь высшего идеала. Любить – значит жить. (Остается в абстракции).

ВЛЮБЛЕННЫЙ. Нет, нет. Я – самый несчастный… Я не могу это больше выносить… Я умру, я должен умереть. (Принимает яд и падает замертво у ног МУДРЕЦА).

МУДРЕЦ. Рам, Рам, Рам, Рам.

ЗАНАВЕС.

 Сцена 2.

Перед хижиной МУДРЕЦА. ЧЕЛА начинают собираться. ПЕРВЫЙ ЧЕЛА уже сидит в молчании, входят ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ЧЕЛА.

ВТОРОЙ ЧЕЛА. Он вечно увлечен медитацией, бедняга.

ТРЕТИЙ ЧЕЛА. Наверное, он ускорит свое духовное путешествие. Всему свое время.

ВТОРОЙ ЧЕЛА. Даже Бог, должно быть, устал слушать его бесконечную молитву.

ТРЕТИЙ ЧЕЛА. Он очень много слушает Гуру. Каждое письмо Гуру для него – закон. Полагаю, он очень хорош.

ВТОРОЙ ЧЕЛА. Да, слишком хорош, чтобы жить: я не могу быть так хорош! – я не уверен, что мы выбрали правильный путь.

ТРЕТИЙ ЧЕЛА. Путь, без сомнений, правильный, но трудно иметь терпение, чтобы придерживаться его.

ВТОРОЙ ЧЕЛА. Я не могу больше продолжать, есть еще много другого, что нужно достигнуть в жизни, не только это.

ТРЕТИЙ ЧЕЛА. «Ищите прежде Царства Божия», как сказано в Писании. Достигнуть этого принципиально важно, все остальное вторично. Если ты относишься к этому, как ко всему прочему, то будь уверен, что ты никогда не достигнешь его.

ВТОРОЙ ЧЕЛА. Да, я полагаю, эта работа для таких терпеливых, как он. (Указывает на ПЕРВОГО ЧЕЛА).

(Входит ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА).

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА (торопливо). Класс уже начался? Класс уже начался? Гуру уже пришел?

ВТОРОЙ ЧЕЛА. Гуру еще не появлялся, должно быть, он забыл о времени. Нет такой вещи, как время.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Чем позже, тем лучше. Жаль только, что я оставил дома записную книжку.

ТРЕТИЙ ЧЕЛА. Ты что, записывал то, чему нас здесь учили? Все?

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. О нет, я бы не смог. Мне нужно это иметь на бумаге, чтобы я мог неторопливо обдумать все дома. (Идет к ПЕРВОМУ ЧЕЛА) Объясни мне, пожалуйста, кое-что, что я не могу понять, хоть каждый день ломаю голову над этим.

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА. Тебе нужно спросить Гуру.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Я не смею беспокоить Гуру своими вопросами. Не объяснишь мне что это? Гуру сказал: «Все в одном». Если это одно, как оно может быть всем? Ведь все отрицает множественность.

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА. Все складывается в единство.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. О, я не могу это понять.

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА. Однажды ты поймешь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Нет, никогда. Я не могу. Я не могу лицемерить перед самим собой, воображая, что два – это один: два – это два, один – это один. Я прочитал сотни книг об оккультных науках. Я сам написал пятьдесят книг по философии. Я переходил из одной оккультной школы в другую, пока не сменил, наверное, двадцать школ, но все еще не добрался до сути того, что ищу.

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА. Ты не доберешься до сути до тех пор, пока чувствуешь, что не можешь добраться до сути.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Растолкуй мне, пожалуйста, сколько существует духовных тел. Одна школа утверждает, что пять, другая – что семь. Я же вижу только одно, физическое тело (указывает на свое тело).

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА. Ты должен осознать это при помощи медитации.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Я устаю от сидения в тишине, даже в течение трех минут. А еще скажи мне, сколько раз мы должны вернуться сюда, на землю. Будем ли мы рождаться на других планетах, и потом, что случится в конце?

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА. Ты не должен беспокоиться о конце, конец – таков же, как и начало.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Что ты подразумеваешь под началом? Рождение?

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА. Все, что бы ты ни вообразил.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Вот от чего моя голова идет кругом. Ты подходишь к делу слишком издалека. Никогда не идешь прямо. Все здесь стонут от этого.

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА. Даже если все так делают, надеюсь, что ты – нет.

(ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА встает, раздосадованный, и отходит в сторону. Входит ПЯТЫЙ ЧЕЛА).

ПЯТЫЙ ЧЕЛА (направляется к ПЕРВОМУ ЧЕЛА). Для меня все это неопределенно и смутно. Будь добр, объясни мне хоть что-нибудь в странных путях Гуру.

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА. Путей Гуру множество, и каждый из них – неуловим и непостижим. Его моральные концепции, его философские мысли, его величественные идеалы, его осознание Бога, широкий горизонт его видения и полет его сознания в высших сферах – все это не выразить словами. Он замечает все вещи, видит он их или не чувствует всех условий, знает их или нет. Он дает горькую пилюлю одному и сладкую конфету другому. Он смотрит на одного, а думает о другом, он учит одного словами, а другого молчанием. Он говорит с одним и вдохновляет другого своим пронзительным взглядом. Это все – его любовь, является ли она в форме проливного дождя или яркого солнца.

ПЯТЫЙ ЧЕЛА (обращаясь к ЧЕТВЕРТОМУ ЧЕЛА). Метод нашего Гуру должен быть сформирован в соответствии со временем. Время требует чего-то совершенно другого.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Думаю, ты прав. Но как, ты думаешь, это должно быть сделано?

ПЯТЫЙ ЧЕЛА. Все нужно объяснять на словах. Какая нужда в секретности? Что такого в истине нужно хранить в тайне? Если мы знаем истину, мы можем объявить ее всем. Истина – это то, что ищут все люди. И если она у нас есть, мы можем ответить на все, что они хотят от жизни.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Совершенно с тобой согласен. Это должно быть усовершенствовано так, чтобы подходить современному миру, чтобы ни один ученый или образованный человек не мог найти никакого основания для критики.

(Остальные ЧЕЛА подходят поближе, чтобы послушать разговор. Входит ГУРУ и видит их беседующими. Все приветствуют его).

МУДРЕЦ. О чем идет дискуссия?

ВТОРОЙ ЧЕЛА. Мой друг спрашивает, почему истина не может быть дана в форме, приемлемой для нашего времени?

МУДРЕЦ. Прежде всего, истина шире, чем любая форма, которую мы можем создать для нее. Кроме того, не важно, какую форму мы создаем для представления истины – непробужденная душа никогда не увидит ее, а увидит только форму.

ПЯТЫЙ ЧЕЛА. Но почему мы должны хранить это в тайне?

МУДРЕЦ. Сам Бог утаивает всю красоту от глаз неразвитого. Красота скрывает себя, или неразвитый закрывает глаза на нее. В обоих случаях красота остается под вуалью – а истина есть высшая красота.

ПЯТЫЙ ЧЕЛА. А почему мы не систематизируем духовное знание?

МУДРЕЦ. То, что может быть систематизировано – не есть духовное знание. Оно – вне всех классификаций. Это земные вещи можно изложить сухо и сжато. Чем дальше вы идете по духовному пути, тем тоньше становится ваше восприятие. Истина – проще всего и утонченнее всего. Она больше гор и тоньше атомов.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Тогда как же нам узнать оккультные законы?

МУДРЕЦ. Через мистический опыт.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Как же его развить? Уже прошло двадцать лет с тех пор, как я начал читать оккультные книги. Каждый день я записываю то, что вы сказали, но я все еще не нахожу, что приблизился хоть немного.

МУДРЕЦ. Не изучение одно приводит вас к осознанию истины. Оно часто окутывает вашу душу еще большим числом покровов. То, что позволяет вам проникнуть в скрытые законы природы – это медитация.

(Входит ШЕСТОЙ ЧЕЛА).

ШЕСТОЙ ЧЕЛА (приветствует Учителя). Простите меня за опоздание, Гуру. Я хочу рассказать вам: прошлым вечером я был на спиритическом сеансе и слышал духа, говорившего через трубу. Он рассказал мне так много о том, что случится в моей жизни. Как вы думаете, все, что он сказал – правда?

МУДРЕЦ. Ты – тот, кто должен знать это.

ШЕСТОЙ ЧЕЛА. У меня было такое удивительное видeние вас, Гуру! Вы были одеты во все синее, а затем стали красным. Потом все заалело, а в конце появился золотой свет, и ваше лицо совсем исчезло из вида.

МУДРЕЦ. Должно быть, ты видел кого-то другого, не меня.

ШЕСТОЙ ЧЕЛА. В другой день я видел леди, занимавшуюся психометрией вещей и рассказывавшую все о них. Это было изумительно. Когда я разовью ясновидение? Я был вашим чела несколько лет. Сейчас я уже должен быть способен творить чудеса.

МУДРЕЦ. Я сам еще не достиг этой стадии.

(Входит СЕДЬМОЙ ЧЕЛА).

СЕДЬМОЙ ЧЕЛА. Гуру, когда я впервые пришел к вам, казалось, что все изменится, но сейчас со мной, похоже, все не так. Мне нехорошо в последнее время, финансовые дела идут плохо, люди заставляют меня волноваться. Молитвы раздражают меня, я не могу сосредоточиться на медитации. Думаю, я безнадежен, Гуру, и после того, как мой друг покинул вас, я чувствую, что не могу больше продолжать. Сейчас я должен сконцентрироваться только на моем бизнесе, вместо того, чтобы заниматься подобными вещами.

МУДРЕЦ. Отношение – то, что меняет жизнь, и только терпеливым преследованием можно достичь желанной цели.

(Входит КАНДИДАТ).

КАНДИДАТ (приветствует). Вы сделаете меня своим чела, Гуру? Я слышал о вас от моего друга, который говорил о вас много хорошего. Я много читал о таких вещах и беседовал со многими оккультистами. Я думаю, что вполне готов вступить на духовный путь, вам не кажется? Уверен, у вас не будет со мной много проблем, потому что я вполне зрелый. Вы и вправду думаете, что существует душа или загробная жизнь?

МУДРЕЦ. Я полагаю, вы уже это знаете.

КАНДИДАТ. Да, но я хотел узнать, что вы думаете об этом. (Короткая пауза). Я не вступлю в вашу группу, простите, что так говорю. Я не желаю быть связанным никакими обетами и не буду давать никаких обещаний, потому что знаю: стоит только мне это сделать – и я не смогу их сдержать. Не хочу, чтобы это было известно моим знакомым, особенно тем, в длинных балахонах. Я буду вашим чела, потому что вы мне нравитесь, но я ненавижу быть среди других чела.

МУДРЕЦ. Вам не нужно быть чела, если вы уже знаете так много.

КАНДИДАТ. Нет, я пришел, чтобы быть вашим чела. Просто мне не нужна дисциплина. Кроме того, я хочу убедиться, что вы согласны со всем, во что я верю.

МУДРЕЦ. Продолжайте верить, как вы верите, и идите той дорогой, которой желаете следовать. Этот путь слишком сложен: он требует самоотречения.

(КАНДИДАТ уходит. Входит ВОСЬМОЙ ЧЕЛА).

ВОСЬМОЙ ЧЕЛА. Когда я с вами, Гуру, ваше вдохновляющее присутствие дает мне энтузиазм и веру. Но как только я покидаю вас, я теряю все это. Когда вы говорите со мной, я верю этому безо всяких сомнений, но когда я оказываюсь среди моих друзей и слышу их разговоры, то мой ум совершенно смущается, меня обескураживает то, что люди говорят об этом, и сомнения закрадываются в мой ум.

МУДРЕЦ. Кирпич должен пройти через огонь, чтобы стать твердым. Ты должен научиться зависеть только от своих собственных чувств. Только тогда убеждение становиться верой.

(Входят ДВА ПОЛИЦЕЙСКИХ).

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Это, что ли, тот Призрак, о котором нам говорили люди?

ВТОРОЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Подозреваю, что это убийца молодого человека в караван-сарае.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Ха-ха-ха! А здесь он проповедует Евангелие. Пойдем, Призрак, тебя хотят видеть в полицейском участке.

ВТОРОЙ ЧЕЛА (обращаясь к ТРЕТЬЕМУ ЧЕЛА). Смотри, вот пример того, что сказано в Писании: «По плодам их узнаете их».

ТРЕТИЙ ЧЕЛА. В Писании также сказано: «Не судите, да не судимы будете». Мы не знаем, причина это, или следствие. Иногда то, что кажется следствием, может быть причиной, а то, что кажется причиной, может быть следствием.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЕЛА. Я так и думал, нигде в мире не найти ничего хорошего. Теперь я понимаю, отчего были все эти разговоры о секретности.

ПЯТЫЙ ЧЕЛА. Вот результат всей этой неопределенности. Если бы он обладал какой-то истиной, он мог бы ее изложить доступно. Смотрите, даже сейчас он не может просто признаться, что убил человека.

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА (сам себе). Как время меняет людей… Воистину, никто не остается с тобой в твой худший час. Процветание приносит друзей, несчастье разгоняет их.

(МУДРЕЦ встает).

ПЕРВЫЙ ЧЕЛА. Гуру, я пойду с вами.

МУДРЕЦ. Нет, ты не должен следовать за мной в моем бесчестии. Я должен встретить его один.

(ПЕРВЫЙ ЧЕЛА совершенно несчастен).

МУДРЕЦ (обращаясь ко всем своим чела). Мои благословенные чела, позвольте поблагодарить вас от всего сердца за вашу отзывчивость. Провидение собрало нас здесь вместе, пока я был на пути к одиночеству, откуда я пришел. Я научился от вас большему, чем вы от меня, и все же вы назвали меня Гуру. Запомните ли вы это как мои последние слова: созерцайте Бога в Его проявлении, поклоняйтесь Богу в человеке, восхищайтесь Богом в природе и любите Бога в любви ко всем живым существам. Стирайте свою самость беспрестанно, и то, что придет к вам в конце, и будет Бог.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Кончай свою проповедь.

МУДРЕЦ. Продолжайте усердствовать на пути истины и не удовлетворяйтесь ничем меньшим, чем истина. В свете истины вы должны видеть Бога и человека, в духе истины вы должны осознать себя и все.

ВТОРОЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Ну, хватит.

МУДРЕЦ. Я пойду туда, куда ведет меня судьба. Истина победоносна. Благослови вас Бог!

(Удаляется; все впечатлены и многие опечалены).

 

ЗАНАВЕС.

 

 АКТ 2.

Сцена 1.

Состоит из двух частей, одна из них – тюремный двор, другая – за его пределами. МУДРЕЦ сидит в медитации. Люди приходят поприветствовать его и уходят.

ПРОХОЖИЙ. Он, должно быть, великий мудрец. Удивительно, как он мог оказаться в этой тюрьме.

СЛЕДУЮЩИЙ. Многие такие святые достаточно грешны, чтобы заслужить жизнь в тюрьме.

СЛЕДУЮЩИЙ. Смотрите, как глубоко он погружен в молчание!

СЛЕДУЮЩИЙ. Он молчит, как аист, ждущий рыбу.

СЛЕДУЮЩИЙ. Он – возлюбленный Бога. Такие люди не заботятся ни о ком, ни о чем в мире. Он – как Бог на земле.

СЛЕДУЮЩИЙ. Тише! Бог – на небесах. Когда вы видели Его спустившимся на землю? Не говорите так, это святотатство.

СЛЕДУЮЩИЙ. Я чувствую, словно сижу у его ног  вечно.

СЛЕДУЮЩИЙ. Это потому, что ты такой ленивый.

СЛЕДУЮЩИЙ. Его атмосфера такая спокойная и мирная.

СЛЕДУЮЩИЙ. Посмотрите на его лицо – оно лучится светом, как если бы это был ангел.

СЛЕДУЮЩИЙ. Похоже, ангелы недавно подешевели на рынке, их можно купить за любую цену.

(Один человек приводит другого, который потерял контроль на своими нервами, его лицо искажается, руки дергаются. Когда первый человек хочет уйти, больной тянет его назад, говоря «Останься»).

ЧЕЛОВЕК (обращаясь к МУДРЕЦУ). Ты исцелишь его?

(МУДРЕЦ открывает глаза, касается головы больного, и тот выздоравливает. Все потрясены)

КТО-ТО. О, он великий целитель!

(Входят мужчина и женщина, ведущие под руки другую женщину).

МУЖЧИНА. Пожалуйста, вы могли бы исцелить ее одержимость? (Обращаясь к женщине) Кем ты одержима?

ЖЕЩИНА. Я – великан. Я жил в дереве, под которым эта женщина обычно сидела и шила. Я смотрел и смотрел на нее до тех пор, пока отчаянно не влюбился. И теперь я – в ней и не могу уйти. Женщина владеет мной, а я владею ей.

(Женщина крутит головой).

МУЖЧИНА. Убирайся, великан. Оставь в покое мою жену!

ЖЕЩИНА. Нет, я не покину ее!

МУЖЧИНА. Да ты знаешь, в чьем присутствии находишься? Если ты не покинешь ее, тебя вышвырнут, тебя сожгут дотла.

МУДРЕЦ (дотрагивается до нее).

ЖЕЩИНА. Да, да, я оставлю ее, я ухожу, я уже ушел!

(Женщина исцелена и они уходят. Все люди в неописуемом восторге от великого МУДРЕЦА).

ДРУГАЯ ЖЕНЩИНА. Исцелите мою болезнь: я страдаю припадками гнева. Тогда я рву мои одежды, оскорбляю моих друзей, мучаю животных и ссорюсь с моими детьми. Я швыряю в чужих людей все, что окажется под рукой. Когда я в бешенстве, я страшнее тысячи чертей.

МУДРЕЦ (кладет руку на ее голову).

ЖЕНЩИНА. Я исцелилась, я исцелилась, я чувствую, что исцелилась!

ВСЕ. Ах, что за великая душа!

- За этим человеком я бы пошел с закрытыми глазами!

- Увидеть такого человека, как он – все равно, что увидеть Бога!

- Что за сила, он удивительный человек!

(Входят ДВА ДВОРЯНИНА).

ДВОРЯНИН. Мы посланы сюда приказом нашей милостивой Королевы, чтобы освободить вас из заключения. Теперь у нее достаточно доказательств того, что вы невиновны. Мы должны отвести вас во дворец, где наша Королева будет рада принять вас.

МУДРЕЦ. Что делать мне, страннику, при дворе? Тюрьма и дворец для меня равны.

ДВОРЯНИН. Великий Мудрец, если вы придете, это будет благословением для нашей Королевы и ее дворца.

МУДРЕЦ. Да, я приду.

ЗАНАВЕС.

 

Сцена 2.

Дворцовая веранда. МУДРЕЦ принят у королевы, которая сидит возле столика с вином и стаканами.

КОРОЛЕВА. Мне действительно очень жаль, великий Мудрец, что вы были арестованы в моем королевстве. Покорнейше прошу принять мои извинения за несправедливое обращение с вами со стороны наших людей. Как бриллиант, сияющий даже среди мусора, вы явили свой свет. Я расцениваю как привилегию возможность видеть вас здесь и получить ваше благословение.

МУДРЕЦ. Всем, что делают люди в жизни, хорошим или плохим, они строят тюремные решетки вокруг себя. Поэтому с каждым мгновением жизни они все больше попадают в плен. Жизнь сама по себе – тюрьма, Королева, тюрьма, в которой томится каждая душа, поскольку живет в этом ограниченном теле. Из этой тюрьмы я искал освобождения. Вот почему никакая тюрьма не может больше связать мою душу.

(КОРОЛЕВА предлагает вино МУДРЕЦУ. Она стоит рядом с ним у балюстрады балкона. МУДРЕЦ пьет).

КОРОЛЕВА. Я слышала, как много говорят люди о вас и вашей удивительной целительной силе.

МУДРЕЦ. Я никогда не зависел от популярности. Люди в целом – как овцы, куда идет один, следуют все. Они возносят кого-либо в один день и сбрасывают его вниз на следующий. (Она дает ему свою руку, он прижимает ее руку к сердцу). Я не имею в виду такие редкие души, как вы, прекрасная Королева. Я имею в виду людей.

(Люди, которые восхищались им, проходят мимо, оглядываясь в поисках Учителя и Целителя).

ЛЮДИ. О, он оказался ложным святым?

ДРУГИЕ. Смотрите, смотрите: он пьет и ухаживает за нашей прекрасной Королевой.

ЖЕНЩИНА (которая пришла за исцелением от головной боли, держась обеими руками за голову). Он не может исцелить мою голову, он не может исцелить мою голову.

МУЖЧИНА (входит, хромая). Я думал, что он исцеляет, а оказалось, он развлекается. Я прошел много миль, и все напрасно.

ДРУГОЙ. Послушайте, что они говорят: сплошная чепуха.

МУДРЕЦ. Едва ли я смог бы лучше выразить философию, чем пример, явленный перед нами. Каждый человек взвешивает другую душу на своих собственных весах, меряет ее своей собственной мерой, не зная веса и размера души, не понимая ни ее высоты, ни глубины. Каждый судит всех по себе.

КОРОЛЕВА. Мы не должны здесь оставаться, пойдемте и побеседуем в тишине дворца.

ЗАНАВЕС.

 

Сцена 3.

Комната во дворце. КОРОЛЕВА и МУДРЕЦ сидят в креслах.

КОРОЛЕВА (положив руку на ручку кресла). В то мгновение, когда я услышала о вашем появлении здесь, я знала, что привлекает меня. Великий Мудрец, я желаю понять жизнь, жажду союза с просветленным.

МУДРЕЦ. Да, Королева, это голод и жажда вашей души. Эти голод и жажда возникают, когда душа перерождается.

(КОРОЛЕВА открывает вино и подносит его МУДРЕЦУ. МУДРЕЦ пьет).

КОРОЛЕВА. Мне так сильно хочется узнать о жизни и смерти, о вознесении и падении, о том, что мы видим и что не видим, о любви и ненависти, о Боге и человеке.

МУДРЕЦ. Замечательные вопросы, Королева. Ваша отзывчивость приближает вас к моему сердцу.

КОРОЛЕВА. Эти вопросы привлекли меня к вам, возлюбленный Мудрец.

МУДРЕЦ. Ваша душа, Королева, ждала меня, хоть и не знала об этом, пока мы не встретились. Жизнь – это один живой поток, текущий без начала и конца. Смерть – только человеческая иллюзия. Перемену, скрывающую существование человека от него, он зовет смертью. Жизнь неподвижна, но ее течение движется вечно, возносясь и падая на волнах – это и создает иллюзию вознесения и падения. Все это мы видели в проявлении одного Духа во множестве разнообразных форм. Любовь, прекрасная Королева, есть первая воля, первопричина. Все проявление – это феномен любви. Ненависть есть желание любви, у нее нет собственного существования. Бог – это идеал. Человек создает и возносит Его так высоко, как только может простираться его собственная душа.

КОРОЛЕВА. Как вдохновляющее! Это возвышает мой дух. Как мне показать вам мою благодарность, мою преданность?

(МУДРЕЦ прижимает ее руку к сердцу и целует ее).

КОРОЛЕВА. Это твой дом, с тех пор, как мое сердце стало жилищем твоей души. Ты благословишь меня и мое королевство, оставшись здесь, и озаришь покои моего сердца. Я предлагаю тебе, любимый Мудрец, мое сердце и душу, и все чем я владею, хотя это и слишком маленькое предложение.

(Она посылает за шелковой мантией, чтобы заменить плащ Странника, и дает ему жемчужное ожерелье вместо его старых четок. Приносят шитые золотом туфли, чтобы заменить его сандалии).

МУДРЕЦ. Все это слишком богато для меня.

КОРОЛЕВА. Нет ничего, слишком богатого для тебя, любимый.

(Входят БРАМИНЫ с двумя гирляндами цветов и подносом с зерном, чтобы дать благословение).

БРАМИНЫ. Благослови Бог эту благоприятную свадьбу.

(Устраивается прием в честь МУДРЕЦА. Приносят вино, и КОРОЛЕВА угощает гостей. Входит множество придворных).

 

ЗАНАВЕС

Сцена 4

Дикая местность. Сон МУДРЕЦА.

МУДРЕЦ. Дикая природа, мой лучший друг, зачем я покинул тебя? Когда я покинул тебя? Хоть я и покинул тебя, ты всегда в моем сердце – память о медитации в лесах, о древних деревьях, чей каждый лист – словно язык пламени… Почтенные деревья, разве я не находил убежища в вашей тени от жаркого солнца, устав бродить в глуши, босой?… Маленькие озерца, я пил нектар из вас… Счастливый, лежал я под необъятным пологом синего неба… Нежные ручейки воды, бегущие с холмов и скал, я мылся в вас и очищался от всех немощей… Высокие горы, окаймленные белыми облаками, ни одно место в мире не сравнится с вашей красотой… Утреннее солнце, чудеснее всего ты – в дикой местности. Нигде больше я не видел твой лик таким сияющим.

Да, я действительно здесь, или я – в гуще мира? Да, была причина оказаться в миру. Для всего есть причина. Жизнь не без значения, и всем тем, что человек делает, осознанно или неосознанно, он лишь выполняет цель своей жизни. Тюрьма, в которой я оказался, не была для меня тюрьмой, потому что сознание мое было выше нее. Великолепие дворца не привлекало меня. Единственным очарованием для меня там была моя драгоценная Королева. Дикая природа, ты влечешь меня, ты зовешь меня. Хоть я тосковал по одиночеству, я никогда не чувствовал себя вдали от тебя.

ЗАНАВЕС.

Сцена 5.

Комната во дворце. КОРОЛЕВА и МУДРЕЦ сидят рядом. Придворные также присутствуют. ГВАРДЕЕЦ и ГУВЕРНАНТКА приводят ПРИНЦА. КОРОЛЕВА встает с кресла, целует ПРИНЦА и подводит его к МУДРЕЦУ.

ГВАРДЕЕЦ. Этот маленький мальчик, благословением Божьим, растет удивительно быстро, вы не находите?

МУДРЕЦ (принимает ребенка и целует его). Да. (Удерживает его подле себя).

ГУВЕРНАНТКА. Принц любит играть. Ему нравится его маленький пони, и он не позволяет никому его трогать.

МУДРЕЦ. Уделяет ли он внимание учебе?

ГВАРДЕЕЦ. Трудно отвлечь Принца от игры к учебе, но если уж он учится, то добивается замечательных успехов.

КОРОЛЕВА. Я не знаю, как лучше воспитывать нашего ребенка. Последнее время я много думала об этом.

МУДРЕЦ. Эта большая ответственность, любимая. Даже тень нежелательной личности, упавшая на нашего ребенка, может оставить у него впечатление.

КОРОЛЕВА. Разве не приносит ребенок с собой при рождении некоторые внутренние наклонности и качества?

МУДРЕЦ. Да, приносит, однако они могут быть стерты его опытом на земле. Они могут быть закрыты впечатлениями, которые он получает, приходя сюда. Воспитывать ребенка – все равно, что создавать новый мир. Потому что именно в человеке Бог пробуждается к жизни.

КОРОЛЕВА. Любимый, почему ты выглядишь сегодня опечаленным? Тебе что-нибудь нужно? Я достану все, что может принести богатство, чем может обладать власть и может добыть любовь – все, что пожелаешь, чтобы сделать твою жизнь счастливой.

МУДРЕЦ. Я тоскую по дому, драгоценная Королева.

КОРОЛЕВА. Разве здесь ты не дома? Никогда не думала, что у тебя был другой дом.

МУДРЕЦ. Да, был – одиночество. Мне невыносимо горько говорить тебе это, любимая Королева, но я услышал призыв дикой природы, которая и есть мое царство. Я должен уйти.

КОРОЛЕВА (держит его руки и плачет). Ты не уходишь, любимый, ты не уйдешь…

МУДРЕЦ. Час пробил, драгоценная Королева, я должен уйти, чтобы странствовать по лесам и пустыням.

КОРОЛЕВА. Я пойду за тобой на край света!

МУДРЕЦ. Нет, любимая Королева, твой долг – воспитать этого ребенка, чтобы он стал правителем этого королевства. Судьба устроила все так, чтобы он стал моим сыном и правил этой страной мудро и справедливо.

(КОРОЛЕВА плачет, все присутствующие опечалены. МУДРЕЦ обнимает КОРОЛЕВУ, целует сына, снимает корону и надевает ее на голову ребенка. Мать держит ребенка и рыдает. Затем он просит свой старый плащ и снимает королевскую мантию, берет свои старые четки и сандалии).

МУДРЕЦ (сам себе). Вот картина жизни: задержаться здесь на время, а затем уйти.

(Он взмахивает рукой и благословляет всех).

 

ЗАНАВЕС

            

Библиотека